• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Охота на блох"

"Охота на блох"
Раздел: Оборудование для диагностики и обслуживания инжекторных двигателей
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: февраль, 2003
Дата публикации: 01.02.2003
Продолжаем тему диагностики систем впрыска автомобилей ГАЗ и УАЗ. В этот раз мы расскажем, как «найти и обезвредить» самые распространенные болезни при пуске двигателя, а также на холостом ходу и при движении автомобиля. Справиться с сей задачей при условии, что самодиагностика выводит коды неисправностей, нетрудно. Но что делать, если диагностика «молчит»? Остается искать дефект своими силами. Об этом и поговорим.
На старт! Внимание! …пуск
Проблемы, возникающие при пуске мотора, известны. Перечислим их и предложим варианты «лечения».
Если коленвал не вращается и при этом нет провала (до 10 В и ниже) напряжения бортсети (по осциллограмме параметра UACC), то возможны неисправности:
- цепи управления или электропитания стартера;
- стартера, втягивающего реле или реле включения.
Когда наблюдаются низкие обороты стартерной прокрутки при том, что провал напряжения бортсети ниже 7 В и информационная связь с блоком управления прерывается, то вероятны:
- «недозаряд» или неисправность аккумулятора;
- «сопли» в местах подключения силовых цепей стартера к аккумулятору или массе;
- дефект электропривода стартера.
Другая стандартная ситуация: двигатель не схватывает при стартерной прокрутке. Вместе с тем коленвал вращается устойчиво (FREQ - более 200 об./мин.), а самодиагностика блока либо не фиксирует неисправностей системы, либо выдает отдельные коды неисправности первичных цепей управления катушками зажигания 91...98, 231...238, 241...248. Тогда:
- проверьте состояние цепей электропитания (27б, 27в) и управления (1, 20) катушками зажигания;
- если параметр FREQ = 0 об./мин., проверьте состояние цепей жгута проводов (48, 49) датчика положения коленвала и исправность самого датчика.
Вы столкнулись с тем, что двигатель "схватывает" и останавливается. Налицо обратные вспышки во впускной коллектор. FREQ - более 400 об./мин. Самодиагностика блока фиксирует код 53. Проверьте:
- нет ли ошибочного подключения проводов жгута (цепи 1 и 20) к катушкам зажигания цилиндров 1,4 и 2,3.
Обнаружив, что двигатель "схватывает", но не запускается (FREQ - более 300 об./мин.; самодиагностика фиксирует коды 53 или 29), рассмотрите варианты:
- ошибочная переполюсовка проводов жгута к датчику положения коленчатого вала (цепи 48, 49);
- большой монтажный зазор между торцом датчика и зубчатым диском синхронизации (должно быть 0,5-1,2 мм);
- вышел из строя датчик синхронизации.
Если возникли проблемы с пуском холодного двигателя - мотор «схватывает» и глохнет (FREQ - более 400 об./мин.; самодиагностика либо «молчит», либо указывает коды 53, 21, 22), то скорее всего:
- нет контакта в местах подключения датчика температуры охлаждающей жидкости или ошибочная переполюсовка проводов (цепи 45, 30д);
- неисправность цепей 45 и 30д жгута проводов в местах подсоединения к датчику температуры охлаждающей жидкости;
- «кончился» датчик температуры.
Прогретый двигатель запускается и глохнет. FREQ - более 1000 об./мин. Самодиагностика: код 53.Через 5 секунд после включения зажигания проверьте манометром абсолютное давление бензина в топливной рампе. Если оно выше 3,5 кГ/см2 (повышенное давление), то проверьте исправность цепи слива топлива (слив недостаточный). Возможные причины:
- засорился трубопровод (шланги или элементы цепи слива);
- негерметичность вакуумного шланга регулятора давления топлива;
- неисправность регулятора давления топлива.
Если абсолютное давление бензина ниже 2,5 кГ/см2 (пониженное давление), то проверьте исправность цепи залива топлива (залив недостаточный). Дефекты:
- негерметичность и засорение трубопроводов и топливных фильтров цепи залива;
- коксование или засорение форсунок;
- бензонасос неисправен;
- вышел из строя регулятор давления топлива.
Иногда двигатель запускается только при нажатой педали акселератора (FREQ - более 400 об./мин.). Если требуется лишь частичное нажатие (8...20% открытия дросселя) педали, а самодиагностика блока не фиксирует кодов (кроме 53, 54), то необходимы:
- профилактика байпасного канала;
- замена регулятора дополнительного воздуха.
«Холостяцкие насекомые»
Пониженные минимальные обороты ХХ - распространенный недостаток. Если вы с ним столкнулись, то прогрейте двигатель (не менее 75°C). Учитывая, что при этом самодиагностика не фиксирует неисправностей, а средние обороты ниже минимальных на 100 об./мин., диагностируйте:
- пониженный уровень CO < 0,3%;
- «подсос» воздуха на впуске за дросселем (негерметичность ресивера и установленных на нем элементов и трубопроводов);
- пониженное давление топлива (должно быть (300±10) кПа);
- неисправность регулятора давления топлива;
- дефекты проводов, наконечников, свечей зажигания;
- засор или нарушение калибровки форсунок (промойте топливный бак и смените топливо, смените топливные фильтры, промойте форсунки или замените их).
Другой стандартный дефект – повышенные минимальные обороты ХХ. Если самодиагностика не фиксирует неисправностей, а средние обороты выше минимальных на 100 об./мин., то проверьте:
- нет ли повреждения вакуумного шланга регулятора давления топлива;
- не завис ли (из-за закоксованности) регулятор дополнительного воздуха в открытом состоянии (снимите и промойте бензином или керосином клапанную часть регулятора);
- повышенный «забор» воздуха через закрытый дроссель (отрегулируйте его привод до полного закрытия);
- нарушение градуировки датчика температуры охлаждающей жидкости или негерметичность термостата двигателя. Если температура охлаждающей жидкости после интенсивного прогрева двигателя на повышенных оборотах не поднимается выше 60°C, то отключите датчик и дайте поработать двигателю не менее 4 минут. В случае, если обороты остались повышенными, замените термостат. Если обороты нормализовались, замените датчик;
- давление топлива в топливной рампе (должно быть (300±10) кПа. При повышенных оборотах проверьте исправность регулятора);
- форсунки (учитывая, что после выключения зажигания двигатель сразу не глохнет, а продолжает 1-2 секунды неустойчиво работать, убедитесь в герметичности форсунок).
Часто приходится сталкиваться с тем, что обороты ХХ прогретого двигателя «гуляют». Если самодиагностика блока не выдает код, то проверьте дребезг контактов датчика (в закрытом положении степень открытия дросселя должна быть не более 1%).
Когда двигатель на ХХ неустойчив и постоянно глохнет, вероятно кратковременное отключение главного реле или реле электробензонасоса. Для проверки коснитесь рукой корпуса реле. Чувствуются короткие щелчки? Значит, ищите помехи в высоковольтной части системы зажигания. Осмотрите:
- высоковольтные провода (сопротивление провода вместе с наконечником около 6 кОм);
- свечи зажигания. Проверьте на пробойной установке, отрегулируйте межэлектродный зазор (0,8+0,15 мм), очистите электроды от нагара на пескоструйной установке..
При повышенной токсичности действуйте по следующему алгоритму. На минимальных оборотах ХХ отрегулируйте CO = (0,8±0,1)%, CH < 300 ppm. Установите повышенные обороты и через 20 секунд проверьте:
- если CO > 0,5% - нарушена герметичность задроссельного пространства двигателя;
- если CH > 600 ppm - в системе зажигания есть пропуски искрообразования;
- демонтируйте и проверьте свечи и высоковольтные провода с наконечниками;
- устраните негерметичность впускной системы. Используя рекомендуемую методику (см. «Новости Авторемонта», №10), инспектируйте, не «сифонит» ли после датчика расхода воздуха и в ресивере.
Диагностика «в пути»
Перейдем к диагностике неисправностей, возникающих при эксплуатации автомобиля.
Есть жалобы на повышенный расход топлива? Справедливости ради отметим, что они не всегда обоснованны. Часто клиент просто не соизмеряет реальные аппетиты автомобиля со своим стилем езды. И все же. Если автомобиль «прожорлив», диагностируйте:
- токсичность (СО = (0,8±0,1)%, CH < 300 ppm);
- «просос» воздуха в задроссельном пространстве двигателя. Герметичность соединений и элементов впускной системы;
- повышенное давление топлива в магистрали (возможно, неисправен регулятор давления топлива или негерметичен его вакуумный шланг);
- датчик расхода воздуха. Сверьте текущее значение расхода воздуха с нормативным на минимальных и повышенных оборотах ХХ. Если отклонение превышает допуск, то замените датчик;
- замените воздушный фильтр;
- герметичность и производительность форсунок на проливочном стенде;
- высоковольтную систему и наличие пропусков зажигания.
При недостаточной приемистости, когда двигатель не развивает полной мощности при движении, убедитесь, что в порядке:
- токсичность (СО = (0,8±0,1)%, CH < 300 ppm);
- привод дросселя на полное открытие. Если степень открытия дросселя менее 80% при нажатой до упора педали акселератора, то устраните возможное подклинивание дроссельной заслонки и отрегулируйте ее привод и положение педали акселератора до полного открытия дросселя (более 90%);
- загрязненность воздушного и топливного фильтров (при необходимости замените топливо);
- загрязненность форсунок (промойте или замените).
Если двигатель недостаточно быстро набирает обороты при разгоне, возможны:
- «просос» воздуха в задроссельном пространстве двигателя (устраните негерметичность соединений и элементов системы питания);
- неисправность датчика расхода воздуха (сверьте текущее значение расхода воздуха с нормативным значением на минимальных и повышенных оборотах холостого хода. Если отклонение превышает допуск, то замените датчик);
- неисправность высоковольтных цепей системы зажигания.
Другая проблема из той же «оперы» - провалы оборотов двигателя (падают при плавном нажатии педали акселератора). Дабы избавиться от нее, ищите:
- «просос» воздуха в задроссельном пространстве двигателя;
- неисправность датчика расхода воздуха;
- неисправность привода дросселя и датчика положения дроссельной заслонки. Устраните возможное подклинивание привода дроссельной заслонки или замените датчик.
Бывает, что двигатель «отказывается» сбрасывать обороты в момент перехода в режим принудительного ХХ. В этом случае:
- отрегулируйте привод дроссельной заслонки на полное закрытие (степень открытия в закрытом положении - не более 2%);
- устраните возможное подклинивание дроссельной заслонки при ее закрытии и отрегулируйте ее привод и положение педали акселератора на полное закрытие дросселя.
Если двигатель глохнет при переходе в режим принудительного ХХ, возможны:
- «просос» воздуха через негерметичное соединение с ресивером вакуумного усилителя тормозов, его шланг или диафрагму усилителя. Восстановите герметичность соединений, замените усилитель тормозов;
- неисправность регулятора дополнительного воздуха или засоренность байпасного канала ХХ. При необходимости замените регулятор и очистите байпасный канал;
- переобеднение смеси.
Столкнувшись с детонацией на повышенных оборотах, а также при нагрузке двигателя на холостом ходу и при движении на постоянной скорости (учитывая отсутствие кодов на самодиагностике, кроме 81...84), проверьте:
- заниженное значение октан-корректора (параметр UOZOC) угла опережения зажигания (опытным путем увеличьте значение октан-корреции угла до устранения детонации и выполните запись значения во флэш-ОЗУ блока управления, но не более 8 град. пвк.);
- неисправность датчика детонации (на ХХ удерживайте обороты двигателя более 3500 об./мин. в течение 30 секунд, если самодиагностика зафиксирует код 41, замените датчик. Напряжение датчика должно быть не менее 1 В на 3500 об./мин.);
- перегрев двигателя (замените термостат или муфту отключения вентилятора охлаждения);
- нарушение градуировки датчиков температуры. Если детонация возникает на перегретом двигателе (температура охлаждающей жидкости больше 95°C), то проверьте и замените датчики температуры воздуха или жидкости;
- низкое качество применяемого топлива;
- нарушение фаз газораспределения в цилиндрах (отрегулировать клапаны и заменить изношенный распредвал);
- нагар на клапанах и в камерах сгорания.
В завершении разговора о типовых неисправностях впрыска дадим рекомендации по диагностике «дерганного» автомобиля (когда при разгоне или резком нажатии педали акселератора падают обороты). Алгоритм поиска и устранения дефекта таков:
- обратите внимание на качество оболочки жгута; сочленений соединителей жгута с элементами системы управления; заделки контактов в колодках; опрессовки соединений. Все это может приводить к обрывам цепей или их короткому замыканию;
- проверьте надежность крепления наконечников к шпилькам питания электробензонасоса;
- если имела место неисправность 62 (неисправность оперативной памяти блока), то проверьте надежность крепления наконечников жгута проводов к массе двигателя и клемме «плюс» аккумулятора;
- неисправность канала обратной связи по детонации. Смещение угла опережения зажигания по цилиндрам не должно превышать 10 - 12° поворота коленвала;
- диагностируйте состояние датчика расхода воздуха и его цепей;
- обратите внимание на наличие дребезжащего звука от контактов датчика положения дроссельной заслонки (по осциллограмме сигналов при включенном зажигании) при резком нажатии на педаль акселератора.
 
Rambler's Top100