• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Профессиональная покраска (Лучшие окрасочные станции)"

"Профессиональная покраска (Лучшие окрасочные станции)"
Тематика: Управление автосервисом
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: март, 2000
Дата публикации: 01.03.2000

Ссылки на бренды и производителей, упоминаемых в данной статье:
Sata

Если в двух предыдущих статьях мы рассказывали о центрах, показавших свои достижения на последнем Московском "Автосалоне", то теперь речь пойдет о станциях, где сама мысль о предъявлении рекламации по поводу покраски кажется просто кощунственной.
Итак, представляем: технический центр по обслуживанию и ремонту автомобилей "Мерседес-Бенц" - "ЛогоВАЗ-Беляево" - первых посетителей центр принял в 1992 году. Все последующие станции, обслуживающие автомобили "Мерседес-Бенц", строились с учетом опыта работы первого центра. Проектирование, установка оборудования и обучение персонала велись под стопроцентным контролем немецких специалистов. Они контролировали все, вплоть до качества бетона, заливаемого в основания подъемников. Когда на станцию пришли первые российские рабочие, они обнаружили, что даже гаечные ключи разложены в их инструментальных ящиках с чисто немецким педантизмом. Однажды заведенный порядок сохраняется во всем и по сей день. Кузовные работы проводятся в просторном цехе, оснащенном двумя стапелями фирмы Сelette и необходимым дополнительным оборудованием, включая кондукторы для работы с любыми кузовами. Здесь производятся жестяно-сварочные работы и восстановление формы деталей, замена которых нецелесообразна. Технология ремонта кроме сварки предусматривает широкое применение пайки твердыми припоями и использование свинцовых припоев при восстановлении формы элементов. Полиэфирные шпатлевки жестянщики не используют вообще. Это прерогатива маляров покрасочного цеха, работа которых начинается со строгой приемки восстановленного кузова. Особое внимание при этом обращается на отсутствие на облуженных поверхностях даже мелких пор, в которых могут сохраняться следы кислотного флюса, разрушающего со временем лакокрасочное покрытие.

Затем начинаются собственно покрасочные работы, которые ведутся в полном соответствии с технологическим процессом, разработанным на заводе-производителе как для новых и ремонтных деталей, так и для элементов, подвергающихся пескоструйному воздействию, и элементов, содержащих сварочные швы или внутренние полости. Собственно говоря, в начальный период работы станции все краски поставлялись непосредственно с центрального склада в Германии, откуда был привезен и первый миксер. Впоследствии оказалось, что пигменты, постав-ляемые из Германии, входят в покрасочную систему Sikkens, и с развитием дилерской сети компании Akzo-Nobel в России переход на материалы Sikkens (с разрешения немецких партнеров) совершился абсолютно естественным образом. Но и до сих пор в одном миксере мы видели как компоненты Sikkens, так и банки со звездой "Мерседеса" на этикетке.
Рассмотрим технологию покраски элементов, устанавливаемых на автомобиль без применения сварки, на примере двери и переднего крыла. Новая деталь тщательно исследуется на предмет наличия мельчайших дефектов, полученных в процессе транспортировки. Если все в порядке, с детали удаляется транспортный грунт (кстати, эта процедура не обязательна, технология допускает и просто его матование), затем все внешние и внутренние поверхности элемента покрываются двухкомпонентным эпоксидным грунтом. После сушки все стыки, имеющиеся на детали, включая отбортовки и кромки, замазываются однокомпонентным фирменным герметиком, допускающим последующую покраску. После этого деталь подвергается естественной сушке в течение 12 часов.
Дальше возможны различные схемы работы. Крылья до окрашивания изнутри покрываются фирменным антигравийным составом. Качество его настолько высоко, что за восемь лет работы ни разу не наблюдалось сквозной коррозии, даже в местах, подвергающихся самому активному пескоструйному воздействию в процессе эксплуатации. Внутренние полости дверей грунтуются эпоксидным грунтом - выравнивателем - и сразу же окрашиваются без промежуточной сушки методом "мокрым по мокрому". Внешние части элементов грунтуются наполняющим покрасочным грунтом AUTOCRYL FILLER 3+1 и после сушки шлифуются сначала шкуркой Р400 всухую, а затем до готовности к окраске Р1200 и Р1000 с водой. Для шлифования применяют абразивные материалы фирмы 3М на основе карбида кремния. Поскольку зерно последних менее агрессивное, чем оксид алюминия, реальная чистота поверхности получается еще выше. По крайней мере глянец позволяет уже на этапе грунтования выявить и устранить мельчайшие дефекты поверхности. При малейших сомнениях в качестве подготовки используют проявляющую покраску в "глянец". Интересной особенностью технологии является то, что грунты обрабатываются с водой, что помогает поддерживать идеальную чистоту рабочего места и гарантирует отсутствие грубых рисок от предыдущей механической обработки. Правда, это требует высочайшей квалификации и ответственности мастеров. Ведь достаточно даже на небольшой площади прошкурить грунт до шпатлевки, - и всю работу придется переделывать целиком, так как удалить влагу из полиэфирной шпатлевки, обладающей сравнительно высокой гигроскопичностью, практически невозможно, а в результате через некоторое время после покраски металл неизбежно начнет корродировать.
Существуют особенности и в подготовке элементов, устанавливаемых на автомобиль с помощью сварки. Такие детали с внутренней стороны также грунтуются до установки на автомобиль, причем в местах последующей сварки для этого используется специальный грунт фирмы, который пластифицируется под действием высоких температур и надежно предохраняет окисленный в процессе сварки металл от дальнейшей коррозии. Сварочные швы опаиваются снаружи свинцовыми припоями, а изнутри защищаются полиуретан-акриловыми герметиками. При работе с ремонтными деталями используются как обычная универсальная шпатлевка POLYKITIV, так и жидкая POLYSURFACER, при этом (во избежание оконтуривания и возможного проседания) после высокотемпературной сушки детали выдерживаются при комнатной температуре не меньше чем 12 часов. Целиком подготовленный элемент окончательно красится уже после установки на автомобиль.
Перед покраской все элементы автомобиля тщательно обезжириваются и маскируются с тем, чтобы перепыл краски ни в коем случае не попал туда, куда не надо. С помощью клейких поролоновых валиков закрываются все отверстия, включая отверстия от крепящих винтов, причем так закрываются, чтобы ребра металла оставались свободными: ведь очень часто именно на плохо окрашенных ребрах начинается процесс коррозии. Вообще покраске закраин и торцов элементов уделяется особое внимание. Во избежание сколов их, как правило, прокрашивают дважды: первый раз, когда прокрашивается внутренняя часть элемента, и второй - после сушки и установки на автомобиль в процессе покраски внешней части элемента.
Подбор шагрени и цвета покрытия, казалось бы, не оставляют желать лучшего. Однако обычно вместе с новым элементом расшкуриваются и красятся методом плавного перехода и соседние детали. Так положено по технологии. Дело в том, что, по мнению немецких специалистов, изменение цвета заводских и только что покрашенных элементов неизбежно происходит с различной скоростью. И даже если при ремонте достигнуто точное совпадение цвета, всегда имеется вероятность возникновения разнотона в процессе длительного воздействия ультрафиолетовых лучей на старые и новые лакокрасочные покрытия, что, по немецким стандартам, абсолютно недопустимо.
Покрасочная камера фирмы Wolf позволяет по своим размерам работать со всеми пассажирскими автомобилями "Мерседес", включая микроавтобусы и инкассаторские броневики. Кстати, чтобы иметь дело с тяжелыми бронированными автомобилями, пол камеры усилен дополнительными стальными швеллерами. Высота надкамерного пространства - около 0,8 метров; подкамерного - 1,5 метра. Отсутствие половых фильтров позволяет добиться высокой однородности воздушного потока, отсутствия турбулентности и равномерного распределения температуры по всему объему камеры.
Существует и вторая камера, гораздо меньших размеров, где производится грунтовка и сушка отдельных деталей.
Для работы используются покрасочные пистолеты фирмы Sata, но конкретную модель каждый маляр выбирает для себя сам. Некоторые работают с HVLP, но чаще это Jet-B и Jet-90. Индивидуальными являются также комбинезоны, маски с принудительной вентиляцией для защиты органов дыхания, ручные шлифки, защитные перчатки и еще кое-какая мелочь.
Пол зала подготовки на 90% закрыт решетками, под которыми находится подвальное пространство с увлажненным дном.
Для шлифовальных работ используются передвижные столики фирмы Festo, оборудованные системой пылеудаления и шлифовальными машинками с электрическим приводом. Инфракрасная сушка имеется, но используется сравнительно редко, только для подсушки отдельных мест на деталях, не снятых с автомобиля.
На станции мы не увидели какого-то экстраординарного или не доступного другим оборудования. Главный секрет высокого качества - в квалификации мастеров, их пунктуальности, их вдумчивом отношении к делу. Колоссальным преимуществом сервиса "ЛогоВАЗ-Беляево" является то, что здесь процесс совершенствования происходит в постоянном контакте со специалистами Штутгартского автозавода и представителями фирмы "Акзо-Нобель". Результаты налицо: за 8 лет на кузовные и покрасочные работы не поступило ни одной рекламации.
Другим примером высокопрофессионального подхода к делу является технический центр "Автолайт" - официальный дилер корпорации "Крайслер" в России. За счет высокого качества работы и разумной ценовой политики, основанной на снижении трудоемкости за счет использования современных технологий, он успешно выдержал испытание кризисом. Центр открылся в августе 1993 года в помещении бывшего технического центра обслуживания автомобилей "Москвич". Собственно, от старого центра сохранились только капитальные стены да остатки системы вентиляции. По крайней мере, кузовной и покрасочный цеха перестроены полностью. Просторные залы имеют площади по 400 кв. метров, стены и пол покрыты кафельной плиткой. Имеются два участка подготовки с решетчатым полом и системой принудительной вытяжки. "Дизельная" покрасочная камера фирмы Saico с полностью открываемой передней стенкой позволяет красить полноразмерные американские лимузины. По периметру зала проложена пневмосеть, позволяющая в любом его месте работать шлифовальными машинками "Фесто" с пневматическим приводом, а на местах с решетчатым полом использовать дополнительно осушенный воздух для нанесения жидкой шпатлевки и грунтов. Как и на "ЛогоВАЗе", здесь шпатлевочная работа доверена жестянщикам. Однако контроль над ними осуществляют специалисты малярного цеха, куда затем поступают детали с полностью выведенной формой. На этих деталях допускаются риски от шлифовочных материалов с величиной зерна Р120-180, остальное - дело рук маляров, использующих технологию покраски фирмы Du Pont, рекомендованную специалистами "Крайслер". Система Du Pont обладает очень широкими возможностями, позволяющими реализовать несколько технологий нанесения ремонтных покрытий.
Разберем для примера и здесь покраску нового навесного элемента, например крыла или капота. Деталь, зачищенная до голого металла, обрабатывается растворителем 3608S, затем обезжиривается составом 3919S и грунтуется антикоррозийным Wash Primer 820R. Низкая вязкость (16 сек по стандарту din 4) позволяет грунту проникать в имеющиеся на детали сварные щели и создавать хорошую антикоррозийную защиту при толщине сухой пленки всего 10-15 мкм.
Продукт не требует сушки в камере, и уже через час на него наносится покрасочный HS-грунт 1020R. Если деталь не имеет дефектов, покрасочный грунт не шлифуется, то есть процесс производится способом "мокрым по мокрому". В этом случае используется конвертор 1030R, и уже через 15-20 мин после нанесения грунта на него можно класть базовый слой краски Centari 6000 и hi build лак 690S. Все навесные металлические элементы, включая крылья, красятся как с внешней, так и с внутренней стороны для большей антикоррозийной стойкости. Перед установкой на автомобиль деталь с внутренней стороны дополнительно покрывается защитными мастиками.
Полное время процесса покраски нового элемента за счет исключения промежуточных высокотемпературных сушек сокращается более чем в три раза.

Как и везде, наиболее сложной является технология подготовки к покраске ремонтных деталей. Сначала удаляется старое покрытие. Затем на чистый металл наносится или полиэфирная шпатлевка 770R, или эпоксидный грунт 830R. Шпатлевка 770R обладает хорошей адгезией не только к малоуглеродистой, но и к оцинкованной стали, легким сплавам и стекловолокну, если поверхность тщательно обезжирена, естественно. Эпоксидный грунт допустимо наносить слоем до 60 мкм, что позволяет укрыть риски, оставленные на металле пескоструйной обработкой и абразивными материалами Р80.

В случае необходимости поверх грунта поверхность может быть дополнительно отшпатлевана 770R или покрыта слоем жидкой шпатлевки 790R, наносимой покрасочным пистолетом с диаметром сопла 1,4-1,6 мм. Последняя применяется только в случае больших по площади повреждений и только тогда, когда в запасе есть, по крайне мере, двое-трое суток до окончательной обработки поверхности перед покраской.
Затем наносятся два-три слоя грунта 1020R с отвердителем 1010R, который позволяет получить суммарную толщину слоя до 250 мкм. Чтобы исключить дефекты, характерные для наносимых толстыми слоями HS-грунтов, поверхность готовится точно та кже, как и в случае новых деталей. Подбор цвета осуществляется очень хорошо. Перепыл с захватом соседних элементов практически не применяется, за исключением, может быть, ремонта "Блейзеров", собранных в Елабуге, - для них эта процедура обязательна. Готовые элементы, как и соседние, полируются по технологии 3М.
 
Rambler's Top100