• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Профессиональная окраска"

"Профессиональная окраска"
Тематика: Управление автосервисом
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: июль, 2002
Дата публикации: 01.07.2002
В предыдущей статье нашего цикла было рассказано, как провести экономический анализ работы малярного участка автосервиса. В конце обзора мы обещали дать ответ на вопрос, что делать, если такой анализ неутешителен, а рентабельность участка приближается к нулю или даже отрицательна. Обещания нужно выполнять. И, значит, дать ответ, как превратить убыточный малярный участок в прибыльный, мы просто обязаны.

Сегодня мы расскажем об одном из способов повышения эффективности работы сервиса, позволяющим повысить производительность труда и снизить себестоимость выполняемых операций. Способ этот простой: использование новейших высокопродуктивных материалов, допускающих проведение большинства работ вне окрасочной камеры. Для работы с этими материалами необходимо более простое оборудование, существенно более дешевое, чем окрасочная камера.
Еще совсем недавно класс сервиса часто оценивался по наличию или отсутствую ОСК. Если на вопрос клиента: «Как вы красите - в камере или без?», мастер отвечал, что на сервисе нет окрасочно-сушильной камеры, это был приговор! Пользоваться услугами такого сервиса многие клиенты опасались. Именно наличие окрасочно-сушильной камеры было той демаркационной линией, которая отделяла профессиональный сервис от гаражной мастерской. Для своего времени такое разделение было справедливо. Именно внедрение окрасочно-сушильных камер позволило поднять работу «малярки» на качественно новый уровень. Постепенно все сервисы, называющие себя современными, обзавелись окрасочно-сушильными камерами, и сейчас их наличие перестало быть отличительной чертой качественного сервиса.
Сегодня отличить высококлассный сервис новейшей постройки от того, который еще вчера признавался хорошим, можно по участкам, где проводится подготовка к покраске. Именно они определяют теперь качество и эффективность работы малярного цеха. Ведь непосредственно нанесение декоративного покрытия занимает значительно меньшую часть времени полного ремонта. Основное время уходит на подготовку поверхности.
Перед нанесением эмали и лака поверхность необходимо зашпатлевать, ошкурить и нанести различные грунты. При этом операцию шлифования придется проводить не один раз. Нанесение различных грунтов (антикоррозийного, цветного) с промежуточными операциями шлифовки заставит несколько раз выкатывать автомобиль из камеры - ведь об ошкуривании в ней и речи быть не может! Естественно, такая работа отнимает массу сил и времени.
Конечно, на это обратили внимание ведущие производители лакокрасочных материалов. Они наладили выпуск новейших материалов, для нанесения которых нет необходимости устанавливать автомобиль в камере. Это - так называемые «ультрапродуктивные материалы»: Ultra productive primer (UPP) и Autocryl Plus, производимые концернами DuPont и Akzo Nobel.
Использование этих материалов при подготовке поверхности, а иногда и при нанесении эмалей и лаков позволяет отказаться от ОСК, но требует организации специализированных рабочих постов, которые значительно дешевле.
Такими постами уже оснащены новейшие московские станции «Волна», «Атлант-М», «Тойота-Центр Лосиный остров» и другие. Специалисты компании «Технолак» при оснащении этих станций основной акцент сделали именно на постах подготовки. Такая организация работ и использование новейших материалов DuPont Rеfinish и Sikkens позволили достичь на этих СТО высочайшей производительности, в чем мы убедились, посетив их малярные участки.
О сервисном центре «Тойота-Центр Лосиный остров» мы писали около года назад, когда станция только начала принимать первых посетителей. Уже тогда планировалось, что через малярный участок будет проходить до 200(!) машин в месяц. Фантастическая цифра, если учесть, что на участке смонтирована всего одна сдвоенная окрасочно-сушильная камера. Получается, что в камере должны побывать семь автомобилей в день! Прошел год и сейчас через «малярку» проходит ежемесячно около 140 автомобилей. По отзывам мастеров, их количество растет, так что цифра 200 машин в месяц становится вполне реальной.
Работа на кузовном и малярном участках организована посменно. В каждой смене два жестянщика, столько же арматурщиков и три маляра, у каждого из которых есть помощник. Как видите, коллектив небольшой, но выполняющий огромную работу. Как достигается такая производительность?
Не все читали нашу статью об этой станции в № 9/2001. Напомним, что кузовной и малярный цеха станции представляют единое помещение, не разделенное никакими перегородками, - это облегчает движение машин по цеху. Зона кузовного ремонта оборудована магистралью сжатого воздуха для работы пневмоинструмента и вытяжной системой, позволяющей проводить шпатлевочные работы непосредственно на участке.
Обязанностью «кузовщиков» является доведение формы поверхности с использованием шпатлевки и ее предварительное вышкуривание. Собственно малярный участок, где производится подготовка поверхности и окраска, занимает примерно половину площади зала. Тут и расположено то, ради чего мы сюда приехали: шесть высокомеханизированных специализированных постов подготовки, позволяющих не «гонять» машину в камеру и обратно по пустякам, а выполнять весь процесс подготовки, в том числе и покрытие любыми грунтами, в одном месте. Причем сушат машину или при комнатной температуре, или при помощи инфракрасной сушки.
Что же представляют собой посты подготовки?
Это - боксы, разделенные между собой массивными (чтобы не сдувались потоком воздуха), пластиковыми шторами, которые можно легко сдвинуть в случае установки в бокс автомобиля или какого-либо оборудования либо, наоборот, с их помощью можно надежно изолировать один бокс от другого. Приток воздуха в боксы осуществляется через потолочные фильтры, а его удаление - через решетки пола, под которыми также установлены фильтры.
На участок мы попали в очень удачное время, когда в двух боксах из шести проводились регламентные работы. Это позволило подробно познакомиться с конструкцией постов подготовки. Их решетчатый пол скрывает глубокие (до 50 см) каналы, частично перекрываемые металлическими перфорированными листами. Отверстия перфорации в них выполнены таким образом, что большая часть удаляемого воздуха обтекает боковые панели машины. Это увеличивает воздухообмен именно в зоне проведения ремонтных работ. На листы с перфорацией укладывают фильтры и закрывают их решетками пола.
Потолочные и напольные фильтры заменяют примерно раз в шесть месяцев. Система вентиляции позволяет работать на постах в двух режимах. Первый - когда очищенный воздух просто «выбрасывается» в атмосферу. Такой режим используется как эпизодический, при проведении обезжиривания или окраски. Но большую часть времени вентиляция постов происходит во втором режиме - по замкнутой, рециркуляционной схеме. Переключаются режимы простым поворотом рычажка на пульте.
Посты оборудованы энергетическими блоками, с розетками для подключения электрических машин, приборов и мощных инфракрасных сушек. Сюда же подведена магистраль сжатого воздуха для работы краскопультов и пневмоинструмента и шланги пылеудаления от встроенного пылесоса, который включается с того же энергетического блока. На потолке смонтирована рельсовая система, по которой передвигается ИК-излучатель IRT 500.
Итак, какие же работы выполняются на этих постах?
Естественно, здесь выполняются тонкие шпатлевочные работы. Для шлифовки используются кругло- и плоскошлифовальные пневматические машинки с системой пылеудаления. Вентиляция справляется со своей задачей отлично. И автомобиль при шпатлевке и шлифовке можно даже не укрывать - его поверхность остается чистой.
Следующая операция - грунтование также происходит непосредственно на посту подготовки. Кузов автомобиля перед нанесением грунтов уклеивается и маскируется. Наличие индивидуальных постов позволяет обойтись при нанесении грунтов без камеры, что дает огромную экономию времени.
Судите сами, температура в камере 60oС, что позволяет высушить грунт 810R фирмы DuPont всего за 15 мин. При температуре в боксе 20oС тот же грунт высыхает уже за 60 мин. Но... автомобиль необходимо закатить в камеру, прогреть ее до рабочей температуры, выдержать при ней и охладить. При «перекатываниях» нередко нарушается маскировка, а это тоже потеря времени. Таким образом, экономия в 45 мин (разница во времени высыхания грунта в камере и вне ее) реально оборачивается разрывом цикла работ и потерей нескольких часов.
Время ожидания высыхания грунта на описываемом участке даром не теряется. Мастер занимается другой машиной, стоящей рядом за шторой. Получается своеобразный конвейер, позволяющий максимально эффективно использовать драгоценное рабочее время.
Следующая обязательная процедура нанесение заполняющих грунтов.
Не так давно грунт High solids primer 1020R фирмы DuPont считался образцом для подражания, позволяя наносить его слоем толщиной до 200 мкм. Однако время высыхания этого грунта при 20oС очень велико - 8-12 часов. При температуре же 60oС грунт высыхает всего за 30 мин.
Значительно меняет дело использование нового ультрапродуктивного грунта 4001S, который при комнатной температуре высыхает за 60 мин. За это время маляр может подготовить или окрасить деталь на другом автомобиле.
Но время сушки можно сократить (при 60oС грунт 4001S высыхает всего за 20 мин) - тут на помощь приходит инфракрасный излучатель.
Установки ИК-сушки известны давно, еще при посещении СТОА высокого класса 3-4 года назад можно было встретиться с этими системами. Однако очень часто лампы этих сушек были покрыты толстым слоем пыли, который говорил о том, что их включают чрезвычайно редко. Маляры боялись ИК-сушек, потому что при используемых тогда материалах даже небольшое отклонение от рекомендованной температуры могло привести к браку. И риск испортить поверхность, хотя бы в одном случае из десяти, фактически служил тормозом для применения этих устройств.
Вопрос окончательно решен только сейчас. Все современные высокопродуктивные грунты и ряд эмалей и лаков специально приспособлены для сушки в инфракрасных лучах. Они не кипят даже при нанесении толстым слоем, не трескаются при небольшой неравномерности температуры, спокойно переносят значительный перегрев и быстро полимеризуются при промежуточных температурах. Например, грунт Low emission primer plus LE2001 высыхает за 20-25 минут инфракрасной сушки. Современные устройства для инфракрасной сушки - это не просто рефлекторы, которые применялись в гаражах, чтобы подсушить какой-то элемент. Электронные схемы управления нынешнего поколения ИК-сушек позволяют автоматически контролировать время сушки, температуру поверхности, до которой сами определяют расстояние, причем маляр может выбирать либо стандартные, либо любые произвольные программы управления этими параметрами.
Стационарная ИК-сушка - это достаточно сложное и тяжелое устройство. Подкатить ее по решетчатому полу на участок подготовки тоже не просто, хотя и не сравнить с перекаткой машины. Великолепная организация рабочего места выручает и здесь. Вся процедура установки ИК-сушки, благодаря рельсовым направляющим, занимает несколько минут.
Вообще ИК-сушка - это целый мир, и мы обязательно еще о нем расскажем. У этих установок есть свои энтузиасты, которые могут высушить любую деталь за 3-4 минуты (кстати, такая точка зрения поощряется рекламными проспектами). На прогрессивных станциях инфракрасная сушка входит в обязательный арсенал оборудования. На станции «Тойота-Центр Лосиный остров» наряду с мощным ИК-излучателем используют переносную ИК-сушку для локального прогрева небольших деталей.
На станции «Атлант-М» организация постов подготовки несколько иная, но основные принципы те же. Отличия только в деталях. К примеру, система пылеудаления располагается на индивидуальной тележке маляра, а ИК-сушки установлены на специальных тележках, легко перемещающихся по решетчатому полу.
Использование ИК-излучения позволяет просушивать грунт Autocryl Filler 3+1HS марки Sikkens не более чем за 30 мин. Эффективный воздухообмен (12000 м3 в час) обеспечивает действительно безопасные условия труда, хотя малярам предписывается применение индивидуальных респираторов - «лепестков».
После нанесения грунтов и окончательного шлифования автомобиль обезжиривается. Во время проведения этой операции включается режим приточной вентиляции. После обезжиривания автомобиль должен следовать в камеру для окраски, но так поступают не всегда. В ряде случаев специальные посты подготовки позволяют проводить даже окрасочные операции вне камеры.
Мы решили прервать наше описание и немного поговорить о современных лакокрасочных материалах. Ведь именно их великолепные свойства позволяют обойтись без использования ОСК. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что современные эмали кардинально отличаются от тех, которые применялись ранее. Их отверждение происходит не под действием температуры, а в результате реакции со специальным отвердителем, вводимым в акриловые материалы. При этом температура качественно не влияет на процесс полимеризации, а только его ускоряет. Причем при неграмотном применении окрасочной камеры ускорение процесса сушки может отрицательно повлиять на качество покрытия. Это связано с тем, что, если нагрев происходит слишком быстро или скорость воздуха вдоль окрашенной поверхности слишком высока, то из тонкого поверхностного слоя нанесенного покрытия быстро испаряется растворитель, и покрытие, как говорят маляры, «захлопывается». Далее высокая температура приводит к сильному выбросу растворителя сквозь «захлопнувшейся слой», с образованием микроскопических трещин и просадок, хорошо видимых даже при пятикратном увеличением.
Антикоррозийная стойкость такого покрытия определяется только стойкостью слоя грунта, а если и грунт был нанесен слишком толстым слоем, без достаточно тщательного просушивания между слоями, то при высокотемпературной сушке из него также будет выбрасываться растворитель, оставляя микрократеры. Если эти две ошибки совпадают, то при сушке в камере образуется поверхность такого качества, которое не выдерживает никакой критики. В то же время сушка, проходящая при комнатной температуре, позволяет получить равномерно полимеризованный слой с однородными физико-механическими параметрами. Естественно, такой слой обладает очень высокой стойкостью к физическим и химическим воздействиям.
Часто маляры жалуются, что лак просушили в камере, а отполировать его все равно не могут, потому что его слой очень мягкий. Это следствие того, что в нижних слоях лака сохранились летучие компоненты растворителя. Такой дефект практически не встречается после сушки при комнатной температуре.
Наши рассуждения можно подкрепить реальными примерами. Эмаль Centari 5035 и лак Chromaclear 3200S очень часто используют на специальных постах подготовки. Эмаль Centari 5035 в стандартном варианте «высыхает от пыли» за 20 мин, набирает монтажную прочность за 2 часа и полностью высыхает через 4 часа. Таким образом, при окраске на посту поверхность защищается от пыли, а при необходимости процесс высыхания можно ускорить с помощью ИК-сушки (эмаль прекрасно приспособлена к такому режиму сушки). В этом случае требуется 10-минутная выдержка после нанесения и 15 мин на инфракрасное просушивание. Всего 25 минут! С помощью менее прогрессивных эмалей ничего подобного сделать нельзя.
Та же картина - при нанесении лака Chromaclear 3200S. Он «высыхает от пыли» за 50 мин., а монтажную прочность набирает за три часа. В случае применения ИК-сушки полное высыхание лака происходит за те же 20-25 мин.
Наконец, при двухслойной окраске по схеме «база+лак» для высыхания первого слоя («базы») повышенной температуры вообще не требуется, этот слой сушится при комнатной температуре.В условиях специализированного поста можно особо не задумываться о защите от пыли. Ее, после высыхания, все равно необходимо удалить липкими салфетками.
Итак, наличие постов подготовки - неизбежный признак современных станций. Более того, по нашему мнению, те станции, которые сегодня еще не имеют таких постов, должны быть ими оснащены. Для этого есть масса возможностей.
Мы описали сегодня высококлассные посты, которые оснащены всем необходимым по «полной программе». Но могут быть и другие варианты их оформления. Существует определенный набор оборудования, который позволяет создавать самые разнообразные посты на любой вкус. Например, оборудование фирмы Garmat позволяет создать 24 варианта таких постов, среди которых может быть и простой пост с отводом воздуха через заднюю стенку. Он имеет свои преимущества и особенно удобен для работы с отдельными деталями, т.к. при боковом воздухообмене пыль практически мгновенно втягивается в фильтр.
Если в цехе хорошая вентиляция, можно использовать избыточный приток воздуха для организации рабочего места и создать площадку без рециркуляции (без приточного пленума). Ничто не препятствует использовать площадку с вырытыми и забетонированными каналами, в которые уложены фильтры, перекрытые решетками. Поступающий воздух можно пропустить через калориферы и подогреть его до температуры 30-40oС. В отличие от старых материалов, которые весьма плохо переносили сушку при промежуточных температурах, современные материалы прекрасно сохнут при любой температуре в интервале от 15oС до 60oС. Это разрешено служебными инструкциями.
Иными словами, возможностей у современных материалов много и их необходимо реализовать. Мировой опыт и результаты работы самых современных станций показывают, что недостаточно приобрести только лишь окрасочно-сушильную камеру, пусть даже самую дорогую и современную. Необходим продуманный технологический процесс, позволяющий в полной мере использовать возможности новейших материалов, специально разработанных для повышения рентабельности, а следовательно и прибыльности автомобильного бизнеса.
О некоторых тонкостях внедрения новых материалов речь пойдет в нашей следующей статье.
 
Rambler's Top100