• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Профессиональная окраска: секреты мастеров"

"Профессиональная окраска: секреты мастеров"
Тематика: Управление автосервисом
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: март, 2001
Дата публикации: 01.04.2001
В своих статьях мы неоднократно говорили о том, что окраска автомобилей - дело тонкое, сродни творчеству. Создать инструкцию, точно следуя пунктам которой, можно достигнуть успешного результата во всех случаях, вряд ли возможно. Нет, мы не против технологической дисциплины. Но сама технология может и должна корректироваться в каждой мастерской с учетом индивидуальных особенностей, начиная, к примеру, от площади малярного участка и типа используемого оборудования, и кончая требованиями клиентов. Тем более что такие современные материалы, как Du Pont и Sikkens, предоставляют мастерам возможность подобрать требуемую, наиболее удобную технологию, гарантируя в то же время получение великолепного окончательного покрытия.
Для иных читателей такое вступление может показаться не бесспорным, но мы решили подкрепить его примерами из жизни.
Сегодня речь пойдет о двух сервисах, где конкретные условия работы как раз и потребовали выработки специфических приемов, то есть того самого творческого подхода к технологии. Думаем, что такой опыт окажется полезным многим.
Итак, автосервис ЗАО «Моторс 88», специализирующийся на ремонте автомобилей Volvo, расположен в Москве по адресу: Электролитный проезд, д. 17а. Мастерская самая обычная, не дилерская, начала свою работу в 1995 году на площади приблизительно 100 м2, оборудованной всего двумя подъемниками.
Главное отличие и достоинство мастерской в то время и поныне - это коллектив, фанатично влюбленный в автомобили марки Volvo и трогательно относящийся к клиентам. То есть мастера всегда стремятся сделать все, что возможно, и для владельца десятилетней Volvo-460, и почти новой Volvo-940. Такое отношение к своему делу принесло успех.
Сегодня «Моторс 88» - современное предприятие, размещенное на площади более 800 м2, выполняющее все виды работ, включая диагностику компьютерных систем автомобиля. А несколько месяцев назад состоялся пуск окрасочно-сушильной камеры. Особо следует подчеркнуть, что расширение сервиса и закупка нового оборудования производились на заработанные деньги, а это говорит о правильно выбранном направлении и высокой экономической эффективности деятельности станции.
Теперь о главном - творческом подходе к окрасочным технологиям. Ранее мы неоднократно отмечали, что наиболее производительным из современных методов работы при подготовке поверхности к окраске является сухое шлифование.
Однако для мастерских, не ставящих во главу угла достижение максимальной производительности, «мокрая» технология при применении соответствующих материалов может стать не менее эффективным инструментом, особенно в деле достижения высочайшего качествa работы.
Кстати, такая технология наиболее приемлема для участков, расположенных в «перестроенных» помещениях. По этим причинам она применяется и в «Моторс 88». Перед тем, как детально говорить об этом технологическом процессе, необходимо остановиться на его преимуществах и недостатках.
При «сухом» шлифовании достигается высокая производительность и исключается доступ влаги к металлу, тем самым ликвидируются причины таких дефектов, как вспучивание слоя, растрескивание лака и т.д. Не требуется длительное просушивание слоев шпатлевки и грунта, что сокращает время и трудозатраты при подготовке к окраске. Это достоинства метода, который, как и положено, не свободен от недостатков.
Требуется дорогостоящее оборудование для шлифования и пылеудаления, причем шлифовальные материалы стоят дороже, а расходуются быстрее. Необходима хорошая вентиляция всего помещения или наличие изолированных, специально оборудованных рабочих мест, снабженных как минимум решетчатым полом. Даже в этом случае из-за повышенного пылевыделения, особенно при работе со стеклонаполненными шпатлевками, необходимо применение индивидуальных средств защиты органов дыхания.
«Мокрый» процесс также обладает своими достоинствами и недостатками. Главным преимуществом является то, что выделение пыли минимально и работы можно проводить в любом хорошо проветриваемом помещении. Сама шлифовальная бумага расходуется очень экономно, т.к. исключается ее «засаливание» даже мягкими грунтами.
При ручной обработке значительно меньше риск нарушения целостности слоя грунта и реже возникают такие дефекты, как оконтуривание, просадки и т.д. Недостатков в основном всего два - низкая производительность ручного труда и длительное время, необходимое, чтобы абсорбированная влага улетучилась из объема материала.
Первый недостаток может быть скомпенсирован квалификацией мастеров, а второй оказывается не слишком существенным, если станция может себе позволить затратить на окраску элемента больше двух суток. Многие клиенты согласны ждать и дольше, и именно поэтому производители современных окрасочных грунтов допускают не только «сухую», но и «мокрую» их обработку.
Автосервис «Моторс 88» с момента приобретения миксера фирмы Sikkens в 1997 году использует в своей работе материалы именно этой фирмы, хорошо приспособленные не только для «сухого», но и для «мокрого» процесса. При нанесении шпатлевки мастера неукоснительно придерживаются технологической инструкции Sikkens (см. «АБС-авто» № 5/2000 г.).
Обработка шпатлевок ведется «всухую», при этом широко используются рихтовочные напильники с гибким полотном, которые практически не создают пыли, и крупнозернистая шлифовальная бумага Р180 - Р280. Перед нанесением следующего слоя поверхность очищается мягким обезжиривателем Thinner M600, что также уменьшает пылевыделение. На зашпатлеванные и прошкуренные до металла места наносится коррозионно-защитный грунт Washprimer CR, а затем вся деталь покрывается грунтом-выравнивателем Autocril Filler 3+1.
Спецификой работы станции является то, что для удешевления стоимости работ применяется блочный ремонт с использованием старых запчастей. Зачастую их поверхность находится не в лучшем состоянии. Старый лакокрасочный слой удаляется только с поврежденных мест, которые затем покрываются антикоррозийным грунтом, поверх которого наносится грунт 3+1. После этого вся поверхность шлифуется «вмокрую» последовательно шлифовальной бумагой Р500 - Р600 - Р800.
Высокие качества грунтов позволяют избежать оконтуривания переходов грунт - старое заводское покрытие. В особо сложных случаях на всю деталь наносят еще один слой покрасочного грунта Autocril Filler 3+1.
Интересно отметить, что даже в этом случае общее время сушки при температуре 200С по инструкции не превышает 8 часов. Однако мастера «Моторс 88» после каждой «мокрой» обработки грунта увеличивают время сушки на 2-3 часa. Процесс окраски эмалями и лаками Sikkens происходит строго по фирменной технологии с сушкой при температуре 600С.
Особо следует отметить очень малое количество дефектов нанесенного покрытия, связанных с сорностью, что позволяет сдавать машины заказчикам, как правило, без дополнительной полировки. Как известно, работу маляра проверяет время, и срок гарантии в 1,5 года, даваемый станцией, говорит сам за себя.
Мы неоднократно утверждали, что именно квалификация персонала, умноженная на качество используемых материалов, приводит к успеху. Еще раз в этом мы убедились при посещении сервиса ООО «Алтек», являющегося официальным дилером фирм Кiа, Daewoo и Hyundai. Сразу нужно отметить, что дилерская поддержка корейских фирм и, скажем, того же «Мерседеса» - это две большие разницы. По крайней мере, ни одного корейца на станции мы не обнаружили. Да и корейские машины, особенно российской и узбекской сборки, являются, наверно, самыми сложными при проведении ремонтных малярных работ. Во-первых, химически защищенный металл позволяет использовать при конвейерном производстве тончайшие слои грунтов и лаков, которые «протираются» при ремонте от любого неудачного движения шлифовальной машины. Яркая цветовая гамма с переливами, безусловно, привлекательная для покупателей, создается с использованием большого количества пигментов типа «металлик» и «перламутр».
Стабильность цвета при этом не высока, так как зависит от малейших изменений технологии напыления, не контролируемых даже в условиях заводских покрасочных камер. Недаром во многих колеровочных студиях отказываются подбирать краски для «галлоперов» и «нексий». И поэтому на станции «Алтек» колеровочный участок, оборудованный миксером Du Pont, занимает особое почетное место.
Работа колеровщика начинается с подготовки образца - тщательной очистки и полировки неповрежденного элемента машины. Использовать в качестве образца лючок бензобака можно только в том случае, если он металлический, так как краски типа «перламутр», уложенные на пластик, имеют совершенно другой тон, чем уложенные на металл.
В случае старых машин (со слегка помутневшим лаком) возникает не свойственный заводской окраске желтоватый оттенок. В этом случае проще покрыть тестируемый участок тонким слоем лака Du Pont 690S без отвердителя. Через 15 минут образец будет готов, а после окончания работы лак легко удаляется обезжиривателем Du Pont 3920S. Далее проводится сравнение цвета образца с цветом поисковых образцов (fan deck), десятки тысяч которых в системе Du Pont собраны в картотеку по маркам автомобилей.
Можно и сразу выбрать необходимую пластину, если известен заводской код краски. К сожалению, в случае корейских автомобилей это не так просто: автомобили с одним и тем же кодом краски могут отличаться друг от друга больше, чем, скажем, автомобили Volvo с различными кодами.
Особенно много вариантов у серебристых «галлоперов» фирмы «Хeндэ» (код краски С3). В этом случае лучше подобрать сразу несколько образцов, совпадающих с заводской поверхностью хотя бы по одному показателю (например, цвету при взгляде сбоку, или оттенку желтизны, или теплоте оттенка). Каждому образцу соответствует свой рецепт в компьютерной базе системы Du Pont.
Опытный колорист, сравнивая различные рецепты эмалей близких цветов, может заранее предсказать, какой пигмент необходимо добавить для того, чтобы получить требуемый оттенок. Система
Du Pont дает в руки мастера наиболее полную из возможных палитру пигментов.
К сожалению, даже самый опытный колорист не может указать точное количество пигмента, которое необходимо добавить в краску. Здесь необходим эксперимент. Как правило, сначала смешивается небольшое количество краски и проводится пробное напыление на специальные тестовые пластины с заранее нанесенной подложкой, цвет которой совпадает с цветом заводского грунта. Сравнив результаты различных тестов, составляется точный рецепт и смешивается необходимое для работы количество краски.
Результат работы колориста оформляется на сервисе «Алтек» в виде специальной карточки, где указаны автомобиль, код краски, компьютерный рецепт и все изменения, сделанные колористом в процессе подбора цвета. К карточке прикрепляется образец, окрашенный в разработанный цвет. Полученная таким образом картотека позволяет легко смешивать краски для постоянных клиентов и помогает в повседневной работе колориста.
Работа колориста на этом не заканчивается. Оттенок, блеск, зерно эмали зависят от индивидуальной манеры нанесения. Их точное согласование возможно только, если колорист и маляр работают в тесном сотрудничестве, определяя технологию нанесения эмали. Это возможно только в том случае, если миксер расположен непосредственно на сервисе.
Именно поэтому многие сервисы, пользующиеся услугами независимых колеровочных студий, не могут достигнуть высоких результатов в случае сложных цветов, содержащих большое количество перламутровых компонентов. Только совместная работа колориста и маляра, имеющих в своих руках современный миксер, позволяет справиться с любой задачей, как, например, той, которая возникла не так давно перед мастерами «АБС-сервиса», где, как мы уже писали ранее, установлен миксер фирмы Du Pont.
Требовалось частично окрасить элемент автомобиля Cadillak 1996 года выпуска, перекрашенного в США трехслойным белым «перламутром» с необыкновенным желто-голубым отливом при виде сбоку. Кстати, покраска машины в США обошлась владельцу в сумму, чуть меньшую 30000 долл. Ни одна из колеровочных студий в Москве не взялась (по понятным причинам) за подбор такой краски. Да и вообще частичный ремонт такого покрытия обычно не производят, так как неизбежный в таком случае двойной слой перепыла создает резкий темно-желтый тон на границе нанесения.
В результате трехдневного труда по отработке (скорее технологии нанесения, чем модификации цвета краски) удалось подобрать такой цвет подложки, что ремонтная зона оказалась абсолютно незаметной под дополнительным слоем лака. Яркость, отлив, зерно и даже ориентация алюминиевых частиц в прозрачном слое лака выглядели абсолютно идентично оригиналу.
Этот пример особенно показателен, иллюстрируя широчайшие возможности, которые дают маляру современные лакокрасочные материалы ведущих производителей.
Достоинство работы с этими материалами в том, что, используя различные технологические приемы, можно решить любую задачу, восстановив самое сложное покрытие.
В то же время, корректируя технологию работы (в зависимости от конкретных условий мастерской), легко избежать риска получения дефектов на таком покрытии. О практических примерах таких работ мы и будем рассказывать в статьях этого цикла.
 
Rambler's Top100