• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Рецепты старого повара"

"Рецепты старого повара"
Раздел: Сварочное оборудование
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: ноябрь, 2002
Дата публикации: 01.11.2002
Автомобили, за редкими исключениями, делают из металла. И пока дело обстоит так, наши любимые и дорогие, в буквальном смысле, игрушки будут, к сожалению, ржаветь, мяться, гнуться, гнить, корежиться, лопаться, плющиться… И нам придется их ремонтировать, реставрировать, рихтовать, латать... Ну и варить, конечно. В смысле сваривать.
Существует тысяча и один способ соединить один кусок металла с другим. Но самым популярным вариантом во всем мире на текущий момент является сварка. Коей тоже, надо сказать, тысяча и один способ. Но рассматривать экзотические методы вроде сварки трением или лазерной сварки в вакууме мы, я полагаю, не будем ввиду их дороговизны и неприменимости в сфере автосервиса. Едва ли не каждый, даже новый, автомобиль нуждается в том, чтобы где-нибудь «капнуть» или «плюнуть». Так что интерес к данной теме является чисто практическим. Наличие на сервисе сварочного оборудования видится совсем не лишним. Вопрос в том, какого именно.
Основное меню
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно четко представлять себе, какие именно задачи можно решать с помощью того или иного оборудования. Я лично считаю, что чем менее универсален инструмент, тем лучше он справляется со своей непосредственной работой. Отверткой тоже можно рубить, но зубилом она все равно не станет, и как отвертке ей это на пользу не пойдет. О сварке можно сказать то же самое. У каждого вида сварки есть свои достоинства и недостатки. Если вы занимаетесь, к примеру, кузовным ремонтом, то иметь у себя только газовую сварку можно лишь от бедности или от жадности. Жизнь сама со временем подскажет, что именно вам нужно. Но пока вы учитесь на собственных ошибках, цены движутся вверх, а ваша репутация – в диаметрально противоположном направлении. Многоопытным и собаку съевшим на ниве сварки людям этот материал может быть и ни к чему, а вот тем, кто только думает о покупке сварочного оборудования, небольшой «ликбез» не помешает. Я имею что сказать на эту тему. Немалый отрезок моей жизни был связан именно со сваркой, причем отнюдь не теоретически.
На почве авторемонта способов сварки прижилось не так уж много. Вот основные: ручная электродуговая, газовая, контактная (точечная), полуавтоматическая в среде защитных газов (углекислоты). В меньшей степени распространена (в основном при работе с цветными металлами и их сплавами или с нержавеющей сталью) ручная электродуговая в среде инертных газов (аргонная). Есть еще всякие способы восстановления изношенных деталей, часть которых (способов) тоже подразумевает использование сварочных технологий, но это отдельная тема, да и людей, которые этим занимаются, можно назвать сварщиками очень условно.
В последнее время получила распространение сварка пластмассовых деталей (бамперов, пластикового обвеса). По сути своей это та же газовая сварка, но вместо горючего газа используется горячий воздух. Кстати говоря, это дело при копеечных, в общем, затратах приносит реальную прибыль. Основной инструмент – так называемый промышленный фен с набором насадок – при средней цене в сто долларов может окупиться за два-три дня.
Готовим на газу
Итак, обо всем по порядку. Газовая сварка – изобретение даже не прошлого, а позапрошлого века. Но и по сей день этот вид сварки актуальности своей не утратил. Видимо, потому, что является чуть ли не самым универсальным. Но при всей массе достоинств он обладает одним серьезным недостатком – большой зоной отжига. Температура горения ацетилено-кислородной смеси ниже, чем температура электрической дуги, поэтому на весь процесс уходит больше времени. С одной стороны, внутреннее напряжение в металле проблемой уже не является, с другой – сталь меняет свои свойства на площади гораздо большей, чем при электросварке. Как меняет? Становится мягче, так как теряет углерод. Побочный эффект при газосварке – это выгорание всех покрытий на металле на большой площади. Металл, по которому прошлось пламя сварочной горелки, более подвержен коррозии, чем не отожженный. Стоит добавить, что отожженный силовой элемент, лонжерон, например, силовым быть перестает. Правда, встречаются «умники», которые пытаются вернуть деталям утраченные в результате нагрева свойства при помощи «холодного душа». Хлопоты напрасные, а иногда и откровенно вредные.
Тем не менее газосварка используется очень широко. И в некоторых случаях альтернативы ей просто нет. Например, спаять латунью тонкую медную трубку можно, лишь взяв в одну руку горелку, а в другую – латунную проволоку. Есть флюсы (присадки), позволяющие сваривать даже алюминий. Хотя с развитием аргонной сварки этот метод почти канул в Лету. У газовой горелки есть еще одно весьма нужное и полезное при ремонте автомобилей свойство – ни одна насмерть закисшая гайка не устоит. Однако, чтобы реализовать все козыри, которые дает газосварка, квалификация сварщика должна быть достаточно высокой.
Подготовка деталей перед газосваркой минимальна – надо лишь удалить самую откровенную грязь. Газом можно сварить даже тогда, когда деталь находится в весьма плачевном состоянии, что называется «латать – не за что хватать». Главное условие при этом – наличие опыта. А вот приваривать к трубе выхлопной системы толстый фланец газосваркой не стоит – лучше сэкономить время и ацетилен с кислородом, которые тоже стоят денег. Да и надежней это сделать электросваркой. При покупке оборудования самое главное – это проверка работоспособности. Газосварщик обязан знать, что такое «самотек» редуктора и инжекция горелки – первого быть не должно, а второе быть обязано. Вот, собственно, и вся проверка. Однако техника безопасности при работе с газосваркой выходит на передний план и забывать об этом – себе дороже. Причем иногда дороже прямо-таки фатально. На кислородном оборудовании встречается надпись «Маслоопасно!». И это, я уверяю вас, вовсе не шутка.
Те, кому приходится заниматься утилизацией старых автомобилей, часто применяют газовую резку. В этом случае экономически выгоднее использовать в качестве горючего газа не ацетилен, а сжиженный пропан. Варить им затруднительно (хотя теоретически возможно), а вот резать – в самый раз.
Простая электроплита
Альтернативой газовой является сварка при посредстве электричества. Итак, вариант первый --ручная электродуговая сварка. Она незаменима для соединения относительно толстого металла, особенно в тех случаях, когда нужен глубокий провар. Плюсы: высокое качество металла шва, относительно небольшая зона отжига, не самые высокие требования к подготовке свариваемых деталей. Минусом является тот факт, что в процессе создаются довольно высокие внутренние напряжения в шве и околошовной зоне (хотя при точном соблюдении технологии эту проблему можно практически свести к нулю), ограниченная область применения (все-таки этот инструмент несколько грубоват) и, что также очень важно, необходимость наличия определенной квалификации у сварщика. Если мы, конечно, хотим приварить одну деталь к другой, а не прилепить.
Рекомендовать использование ручной электродуговой сварки, или попросту электросварки, как ее чаще всего называют, можно тем, кто занимается ремонтом грузовых автомобилей. Хотя, например, в джипах с рамной конструкцией кузова тоже есть что варить электросваркой. Нужно еще добавить к вышесказанному, что аппараты для электросварки могут быть либо постоянного либо переменного тока. Первые хотя и дороже, но предпочтительнее вторых из-за своей универсальности (например, высокоуглеродистые стали следует варить постоянным током. Можно сварить и переменным, но претензии по качеству сварки в этом случае, как говорится, не принимаются. При таком раскладе дуга очень нестабильна, из-за чего формирование шва происходит, образно говоря, плевками). Сварочные аппараты отечественного производства при всей внешней неказистости в плане надежности не уступают «фирменным». При покупке стоит обратить внимание на мощность – если придется использовать сварку в «бытовых» целях, например, для ремонта эстакады или подъемника, желательно, чтобы аппарат тянул достаточно жесткие режимы, то есть был способен к длительной работе на большом токе. С этой точки зрения предпочтительны аппараты с рабочим током от 200 ампер. Также следует обратить внимание на наличие плавной регулировки тока. Это удобнее, так как позволяет более гибко подходить к процессу сварки, что тоже надо учесть при выборе. Еще один совет. Импортные расходные материалы, то бишь электроды, все же лучше отечественных. И если уж вы потратились на «фирму», то соответственно их храните – влаги электроды не любят.
Готовим на гриле
Что у нас дальше по плану? Точечная сварка. В принципе, она является разновидностью контактной. Об актуальности ее в сфере авторемонта говорит тот факт, что при конвейерной сборке автомобилей во всем мире она применяется как основная (в разных видах – точечная, роликовая и т. д.). Универсальным этот вид сварки никак не назовешь. Но так ли это плохо? Как было сказано выше, универсальность – не всегда плюс. Со своей задачей, а это в основном соединение тонколистового металла «внакладку», она справляется лучше других. Нагрев металла (отжиг), а соответственно, и изменение его свойств происходят на очень малой площади. Меньше страдают лакокрасочные покрытия и оцинковка. Какой-то особой квалификации точечная сварка не требует. Сжать сварочными клещами две кромки металла сможет даже ребенок (я сейчас говорю о двусторонней сварке, когда напряжение подводится на сварочные электроды. Этот метод более надежен, чем односторонний, когда одним из электродов являются сами свариваемые детали). Причем из-за отсутствия ультрафиолетового излучения нет необходимости работать вслепую – можно использовать для защиты глаз прозрачные очки (если честно, большинство и ими не пользуются. А зря – береженого Бог бережет). Но при всем своем удобстве точечная сварка, к сожалению, используется при кузовном ремонте не очень широко. На то есть несколько причин. Первая, она же главная – соединение может быть только нахлесточным, то есть «плоскость на плоскость». В идеальных условиях заводского конвейера это легко достижимо, а в реальной авторемонтной практике – далеко не всегда. Далее – поверхности для точечной сварки требуют довольно тщательной подготовки. Например, при замене порога мало просто срубить старый, нужно еще зачистить поверхность от остатков заводской сварки, так как стык должен быть без зазора. Что еще ограничивает применение точечной сварки, так это то, что ею попросту не везде можно подлезть. Ученые умы, правда, постоянно совершенствуют оснастку для точечной сварки, и можно надеяться, что число операций, выполняемых с ее помощью, будет неуклонно увеличиваться.
Несмотря на все сложности, точечную сварку стоит рекомендовать в области кузовного ремонта к максимально широкому применению. Минимальная зона отжига – плюс очень весомый. Оборудование стоит выбирать возможно большей мощности – опять же из соображений выносливости. Позволю себе дать совет: прежде чем работать на автомобиле клиента, потренируйтесь «на кошечках». Вот, например, прочитал я в одном журнале о том, как надо проверять качество шва. Простые ребята-американцы, не мудрствуя лукаво, считают, что проверять качество стыков, выполненных точечной сваркой, надо так: просто разорвать стык с помощью зубила и молотка. Точки сварки не должны разрушаться. Одна поверхность должна отрываться от другой, как говорят, «с мясом», оставляя на себе часть металла. На другой поверхности, соответственно, должна образоваться дырка. Не очень-то научно и эстетично, зато дешево, надежно и практично.
Серьезные сервисы, занимающиеся кузовным ремонтом, применяют точечную сварку в обязательном порядке. И правильно делают – грамотно выполненный точечный шов если и «зацветет», то гораздо позже, чем «газовый». А это уже имеет прямое отношение к репутации, так сказать, заведения.
Под газовым соусом
Полуавтоматическая электросварка в среде углекислоты – весьма привлекательный и, видимо, самый прогрессивный на сегодняшний день вариант для применения в области ремонта автомобилей, кузовного в частности. Позволяет надежно сваривать и тонкие кузовные панели, и толстые «болванки» типа всяких фланцев. Обладает не таким глубоким проваром, как ручная электродуговая сварка, но в большинстве случаев и достаточным. Зона отжига небольшая, что, как мы знаем, жирный плюс. Каких-то супернавыков от сварщика не требуется, поэтому часто жестянщики пользуются «кислушкой» самостоятельно. Здесь важна правильная настройка аппаратуры (впрочем, как и везде). Что еще важно – это подготовка поверхностей. Ржавчина, краски, шлаки, окалина, даже масло – все это на пользу соединению не идет. Металл по идее должен быть голеньким и чистеньким. Тем досаднее видеть, как многие горе-умельцы на это дело «забивают». Швы, конечно, все равно держат, но поры и посторонние включения тихой сапой делают свое черное дело. От человека зависит очень многое, да все практически. Как-то уже надоело цитировать Жванецкого – мол, тщательней надо, ребята. Если у вас в руках такой удобный сварочный инструмент, как полуавтомат, это не значит, что он все сделает сам.
Отдельной строкой хочу отметить – сейчас алюминий значительно расширил свои позиции в автомобилестроении. В этой связи появилось (и появляется) оборудование для полуавтоматической сварки алюминия (и его сплавов). Принципиально оно не отличается от полуавтоматов для сварки стали, хотя конструктивно значительно сложнее. И несравненно дороже, что связано с применением всевозможного хай-тека, в частности, микропроцессорной техники. Есть универсальные аппараты, позволяющие работать и со сталями, и с цветными металлами. Хотя я и являюсь в известной степени противником универсальности, но считаю, что будущее именно за такими «инструментами». Что тормозит их внедрение в авторемонтную практику? На мой взгляд, не столько их относительно высокая стоимость, сколько наша пресловутая культура производства, точнее, ее нехватка. Думаю, что работа с алюминиевыми кузовами, в принципе, требует более высокой технологической культуры, чем привычные большинству «железяки».
Оборудование для полуавтоматической сварки в среде защитных газов в эксплуатации надежное и беспроблемное. Однако позволю себе пару бесплатных советов. Стальная проволока для полуавтоматов продается двух видов – голая и омедненная. Омедненная, естественно, лучше. Надежный электрический контакт – залог успеха в работе. А если применяете голую, то учтите, она обработана консервирующей смазкой. Не поленитесь пристроить в узле подачи проволоки тряпочку, которая будет стирать эту смазку. Если вам не наплевать на качество шва. Избыточная вентиляция в виде сильных сквозняков для данного вида сварки не показана, так как она раздувает защитную среду, что тоже дурно влияет на качество швов.
Есть технология, позволяющая обходиться без применения защитных газов. В этом случае используют так называемую порошковую проволоку. Она представляет собой металлическую трубку, начиненную флюсом. Процесс аналогичен тому, что происходит во время ручной электродуговой сварки, с той разницей, что проволока подается автоматически. Для сварки тонколистовых деталей этот способ применяется не слишком часто по тем же причинам, что и ручная электродуговая сварка. В современных аппартах могут быть использованы и другие виды проволоки – из вольфрама, например. Но это отдельная история.
И на закуску – немного о ручной аргонно-дуговой сварке. Она совмещает в себе достоинства газовой и электрической. Но дело это тонкое и требует от сварщика весьма высокого профессионального мастерства. Посему рекомендую: прежде чем покупать оборудование для «аргонки», «купите» высококвалифицированного сварщика. По сетке разрядов его квалификация должна оцениваться как минимум 5-м разрядом, а лучше 6-м, высшим. Причем с «аргонной» аттестацией. При наличии оборудования и специалистов вы сможете наладить ремонт, например, алюминиевых головок блока цилиндров и других алюминиевых деталей. Впрочем, реставрировать с помощью аргонной сварки алюминиевые детали, несущие большие динамические нагрузки, как, например, рычаги подвески, - плохая идея. Отжиг существует и в аргонной сварке. Те же рычаги – в основном кованые, а о сохранении свойств кованого алюминия после сварки не может быть и речи. Надо сказать, что для сварки алюминия и стали (нержавеющей или черной) применяется разное оборудование. Для крылатого металла его больше, и оно, соответственно, дороже.
Если вы намерены заняться изготовлением навесных деталей типа «кенгурятников», аргон -- именно «то, что доктор прописал». Внешний вид шва, выполненного «аргонщиком» высокой квалификации, настолько эстетичен, что может не требовать никакой дальнейшей обработки. Однако подготовка поверхностей должна быть только идеальной и никакой другой. В данном случае сквозняки сварочному процессу откровенно противопоказаны. Условия для работы должны быть… ну почти лабораторные. Несмотря на то, что и для этого типа сварки существуют полуавтоматы, наиболее ответственные соединения лучше производить вручную, так как процесс в этом случае контролируется от и до. О качестве аргонной сварки очень красноречиво говорит тот факт, что она широко применяется в «косметике». То есть в космической промышленности, я хотел сказать.
Но мы с вами живем на Земле. Так что выбирайте, исходя из собственных реалий. И если данный текст вам хоть как-то поможет сделать правильный выбор, мы будем очень рады.
Несмотря на то, что заявление, которое я сделаю в заключение, вряд ли облегчит вашу задачу, не могу удержаться и не сказать – сварки всякие нужны, сварки всякие важны.
 
Rambler's Top100