• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Джакузи для мотора"

"Джакузи для мотора"
Раздел: Оборудование для диагностики и обслуживания инжекторных двигателей
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: апрель, 2002
Дата публикации: 01.04.2002
Неизбежное следствие эксплуатации двигателей - появление разного рода загрязнений, величина которых прямо пропорциональна сроку эксплуатации.
В основном от них страдают система смазки и топливная система. В первом случае скорость образования разного рода загрязнителей зависит от качества используемого масла и соответствия характеристик того или иного сорта масла конкретному типу двигателя. Некачественное масло и/или несвоевременная и нерегулярная его замена ведут к активному росту отложений и шлаков на трущихся деталях, в картере двигателя, да и вообще во всей системе смазки.
Эти отложения возникают в результате распада содержащихся в масле углеводородов, происходящего под воздействием высоких температур. Их накоплению способствуют также продукты износа подвижных деталей двигателя, которые, в свою очередь, становятся загрязняющими шлаками. Все это приводит к закоксовыванию канавок поршневых колец, и кольца, как принято говорить, залегают. Их залегание, в свою очередь, провоцирует быстрое окисление моторного масла и ускоряет накопление загрязнителя в системе смазки. Чем его больше, тем выше риск уменьшения или даже полного прекращения смазки трущихся деталей.
Параллельно и во впускном тракте двигателя непрерывно идет процесс загрязнения и образования отложений. Здесь можно выделить два наиболее характерных источника загрязнений.
- Первый представляет собой смолистые вещества, которые возникают при окислении химически нестойких непредельных углеводородов и сернистых соединений, имеющихся в бензине.
- Вторым источником грязи являются продукты высокотемпературного разложения масла, попадающего на стержень и тарелку клапана, что особенно активно происходит при изношенных направляющих втулках клапанов и маслосъемных колпачках. Под воздействием сверхвысоких температур в камере сгорания они превращаются в кокс, затем он пропитывается смолистыми составами из топливовоздушной смеси, полимеризуется под воздействием высоких температур и образует прочные и трудносчищаемые субстанции.
В самой камере сгорания неизбежен еще один вид отложений - сажа. Особенно активно она образуется при сгорании чрезмерно богатой смеси на режимах холодного пуска, прогрева и ускорения. Неисправная топливная система (негерметичность или плохое распыление форсунок, слабая искра на свечах зажигания и т.д.) также приводит к интенсивному накоплению сажи в камере сгорания.
Из всех систем современных автомобилей наиболее чувствительна к загрязнениям разного рода система питания. Что приводит к нарушениям нормальной работы двигателя, сбоям, потере мощности, повышенному расходу топлива и т.п. Главной причиной образования загрязнений являются тяжелые и трудноиспаряющиеся фракции топлива, а также сернистые соединения, которые под воздействием температуры и кислорода превращаются в липкие темно-коричневые осадки-смолы.
Форсунки-распылители являются самыми теплонагруженными деталями системы подачи топлива, а потому и главным объектом накопления смолистых отложений. Даже самое незначительное их количество, возникающее на запорном конусе распылителя, способно сильно изменить как количество впрыскиваемого топлива, так и качество его распыления. Качество и состав смеси нарушаются, ухудшается ее сгорание, и, как следствие, возникают разного рода проблемы, в том числе потеря тяги, повышенный расход топлива, перегрев и тому подобное.
Другим источником загрязнения является пресловутое качество российского топлива, в котором часто содержится очень много механических примесей и прочей грязи, вплоть до воды. Механические примеси способны быстро привести в негодность топливные фильтры и угробить бензонасос, высоконагруженные детали которого в таком случае подвергаются ускоренному механическому износу.
Все это, как по отдельности, так и вместе, негативно влияет на работоспособность и ресурс мотора. Можно ли сделать что-то, и как, если можно, в условиях «агрессивной российской среды» поддерживать эксплуатационно-технические характеристики современного двигателя на оптимальном уровне? Можно, но для этого требуется относительно регулярно производить очистку всех систем от загрязнителей. Раньше эту проблему можно было решить только путем частичной разборки и механической очистки, что было весьма трудоемко, дорого и долго, неудобно как для клиента, так и для ремонтников. Сейчас же разработаны ряд химических препаратов, оборудование и технологии, которые существенно облегчают удаление разного рода грязи с деталей двигателя.

ЧИСТОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
Мы знаем, что наиболее интенсивному загрязнению подвержена именно топливная система, значит, с нее и начнем.
Единого мнения в отношении того, какой из способов очистки как форсунок, так и всего «пищевода» автомобиля является наиболее эффективным, на сегодняшний день не существует.
Многие специалисты по ремонту и обслуживанию топливных систем автомобиля считают наиболее радикальным методом очистку форсунок способом ультразвуковой обработки. Многие фирмы, включая российские, производят сейчас очень качественные установки. Действительно, в этом случае достигается очень высокая степень очистки. Более того, установка позволяет наглядно проверить результаты выполненной работы, а также производительность и качество распыления каждой форсунки.
Однако такой метод имеет свои слабые места. Для обработки форсунки надо демонтировать, а сложная конструкция многих современных двигателей подчас существенно затрудняет этот процесс, что неизбежно сказывается на времени исполнения и цене услуги. Стоит обратить внимание и на очень высокую стоимость оборудования для ультразвуковой очистки деталей. Этот способ удаления загрязнителя можно отнести к разряду ремонтных операций. Однако эффект может быть непродолжителен, так как в данном случае вся грязь в прочих элементах топливной системы остается нетронутой и через некоторое время опять попадает в форсунки. Кроме того, при обратном монтаже форсунок и других деталей потребуется заменить уплотняющие элементы. Это, во-первых, увеличивает цену, а во-вторых, могут возникнуть проблемы из-за отсутствия этих деталей на какую-то конкретную марку авто.
Технологию безразборной очистки топливной системы можно назвать более универсальной. Она базируется на специальных химических составах - сольвентах, направленно действующих на конкретные виды отложений в различных системах и узлах двигателя. Рекомендации по обработке двигателя сольвентами известных фирм-производителей отличаются друг от друга, но в целом сводятся к одному: двигатель должен проработать на чистящей жидкости определенное время в предписанном режиме. Например, фирма Wynn’s рекомендует проводить обработку подобными составами в 3 этапа.
1. Работа двигателя на холостом ходу - 10 - 15 мин.
2. Остановка двигателя - 15 - 20 мин.
3. Режим работы двигателя с малыми нагрузками при ускорении - 10 - 15 мин.
Моющие жидкости, предназначенные для обработки топливной системы двигателя, обладают высокой химической активностью. Именно поэтому не рекомендуется применять подобные составы через топливный бак автомобиля. Осадки, которые накопились в баке или топливном фильтре, под воздействием химически активных присадок могут раствориться, попасть в форсунки и при высоких температурах вновь прижиться на них. Поэтому-то и не рекомендуется покупать всякие присадки для чистки форсунок в магазине, заливать их в бак, а потом просто ездить и ждать результатов. Которых, как правило, и не бывает.
Для правильной очистки необходимо использовать отдельную линию подачи специальной жидкости к топливной системе двигателя. Что возможно только в условиях стационарной мастерской. Эти установки должны поддерживать в системе то давление, которое является рабочим для каждого конкретного типа инжектора.
Для промывки топливных систем двигателя в рабочем режиме существует два типа устройств: одно- и двухконтурные. Одноконтурные установки конструктивно просты и поэтому очень надежны. Для подачи под давлением моющего сольвента используется сжатый воздух, вытесняющий жидкость из специального резервуара. Простота конструкции обусловливает также их низкую стоимость. Недостатком одноконтурных установок является отсутствие возвратной топливной линии, соответственно, невозможно промывать топливную рампу и регулятор давления топлива. Кроме того, на них практически невозможно чистить топливные системы, рассчитанные на высокое рабочее давление (свыше 5 бар).
Двухконтурные установки лишены подобных недостатков, но они более сложны и, соответственно, дороже. В комплект такой установки обычно входит емкость для рабочей жидкости, топливный насос, способный поддерживать давление не менее 6,5 бар, регулятор давления жидкости и манометр для контроля за рабочим давлением. Они позволяют промывать все типы топливных систем (инжекторные бензиновые и дизельные, а также карбюраторные). Возможно также проведение диагностических операций - например, проверка работы штатного регулятора давления. Установки обладают высокой мобильностью, так как они рассчитаны на питание от бортовой электрической сети автомобиля.
В целом технология безразборной очистки топливной системы двигателя с помощью сольвентов-растворителей позволяет удалить загрязнители комплексно и с небольшими трудозатратами. Что сокращает время обслуживания автомобиля и снижает стоимость данной услуги на сервисе. Однако будет вполне резонным задать вопрос: а как в таком случае можно оценить степень удаления отложений загрязнителя и дальнейшей работоспособности инжекторных форсунок?

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ
Учитывая разный уровень оснащенности автосервисов диагностическим оборудованием, можно предложить несколько вариантов контроля результатов.
1. Для инжекторных автомобилей без обратной связи и кислородного датчика (лямбда-зонда) можно ограничиться использованием многокомпонентного газоанализатора. Изменение показаний СО и СН в выхлопных газах косвенно указывает на увеличение производительности форсунок. Изменение уровня содержания кислорода (О) свидетельствует об улучшении/ухудшении качества распыла топлива.
2. Для двигателей с обратной связью и оборудованных катализатором можно рекомендовать проведение теста на изменение продолжительности впрыска (времени открытого состояния форсунок) до и после промывки. Сокращение времени электронного импульса на инжекторах свидетельствует об увеличении их производительности. Уменьшение вибраций двигателя на холостом ходу может сказать о выравнивании производительности форсунок.
3. Диагностические стенды дают возможность проводить тест на изменение содержания углеводородов (НС) при поочередном отключении цилиндров двигателя. Количество несгоревших углеводородов при отсутствии искры на свече зажигания достаточно точно показывает производительность форсунки проверяемого цилиндра. Данные о НС по разным цилиндрам дают возможность оценить разницу в производительности всех форсунок.
В настоящее время пока еще нет достаточной статистики, чтобы точно вывести зависимость «НС - производительность форсунки». Но полный анализ изменения НС, времени электронных импульсов на форсунках и уровня О в выхлопных газах позволяет в достаточной мере судить о степени очистки форсунок и восстановлении качественного распыла топлива.
Всем известно, что восстановление нормальной производительности форсунок еще не может гарантировать хорошее приготовление топливовоздушной смеси в камере сгорания без очистки впускного тракта и раскоксовывания поршневых колец.
При проведении безразборной жидкостной промывки топливной системы используются сложные химические составы, содержащие целый комплекс веществ, способствующих удалению отложений со стержней и тарелок клапанов, из впускного коллектора, камеры сгорания и из канавок поршневых колец. На практике замечено, что после такой процедуры наблюдается увеличение компрессии до среднего значения (эффект выравнивания компрессии). Это способствует более уравновешенной работе двигателя и повышению мощности до номинального уровня (с учетом, конечно, величины износа конкретного мотора).
Производители автохимии выпускают специальные средства, предназначенные для очистки непосредственно впускного тракта, камеры сгорания и раскоксовывания поршневых колец. Некоторые продукты необходимо заливать в цилиндры через свечные отверстия и через определенное время удалять химический состав, прокручивая двигатель стартером.
Одним из таких средств является профессиональный продукт фирмы Wynn’s - Combustion Chamber and Valve Cleaner. При увеличенных оборотах двигателя (около 1500 об./мин.) этот состав дозированно подается в камеру сгорания вместе с топливовоздушной смесью за счет разрежения во впускном коллекторе. Он способствует удалению смолистых и лаковых отложений из впускного коллектора и тарелок впускных клапанов. Входящие в состав этого продукта активно-поверхностные вещества проникают в нерастворившиеся отложения и под воздействием высокой температуры окисляют углеродистые соединения, составляющие основу отложений загрязнителя. После такой обработки двигателя необходимо проверять тепловые зазоры в газораспределительном механизме, так как с рабочей фаски клапанов также происходит удаление отложений. Через 50 - 80 км пробега после обработки этим составом надо обязательно заменить свечи зажигания.
Всем известны продукты автохимии, позволяющие усилить моющие свойства базовых масел и промыть двигатель за 15 - 20 мин. (в зависимости от концентрации моющих веществ). Их применение категорически исключает движение автомобиля.
Существуют добавки к моторным маслам, которые увеличивают моющие свойства масел и допускают эксплуатацию автомобилей. Например, продукт Hydraulic Valve Lifter Concentrate той же компании Wynn’s, после добавки которого необходимо до замены масла проехать 500 - 700 км. Эта присадка мягко удаляет отложения во всей смазочной системе двигателя, восстанавливает работоспособность гидрокомпенсаторов клапанов и подвижность колец в поршневых канавках. То есть гидрокомпенсаторы получают шанс еще поработать, тогда как обычно в таких случаях диагноз ремонтников однозначен - менять!
При замене масла в двигателе на сервисе часто применяется экспресс-технология вакуумной откачки старого масла. Основным недостатком как традиционной, так и этой экспресс-технологии является неизбежность остатка части старого масла в системе. Другим неприятным последствием иногда становится завоздушивание штатного масляного насоса, когда насос не может закачать свежее масло из картера двигателя.
Новая экспресс-технология промывки масляной системы и замены масла с помощью специальной установки более прогрессивна. В комплекте установки есть специальный адаптер, который устанавливается вместо масляного фильтра. Подача масла осуществляется за счет сжатого воздуха, с помощью которого предварительно можно удалить остатки старого масла из всех каналов системы смазки. Тем самым достигается полная замена старого масла, что способствует увеличению срока работы нового масла.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Промывка системы смазки в процессе эксплуатации... Спорный вопрос. Единого мнения в отношении необходимости и целесообразности этой процедуры на сегодняшний день не выработано. Мы обязательно предоставим возможность всем специалистам в этой области аргументированно высказать свою точку зрения.
 
Rambler's Top100