• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Занимательная минералогия"

"Занимательная минералогия"
Раздел: Оборудование для ремонта ДВС
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: июнь, 2002
Дата публикации: 01.06.2002

Есть такой минерал, серпентинит называется. Точнее, даже не один, а целое семейство. В переводе с латыни - «змеевик». В средневековье камень этот лечебным считался, делали из него некоторые медицинские сосуды, веря в то, что помогает он сращивать кости, останавливать кровь. Астрологи считают, что способен он успокаивать, энергию перераспределять, избирательно запоминать и долго сохранять эту память. Они уверяют, что грамотно сделанный талисман или просто красивая и удачная вещь из змеевика могут стать хорошей энергетической емкостью. А некоторые наши современники утверждают, что с помощью серпентинитов можно восстанавливать изношенный двигатель, без переборки.

МИКРОТЕКТОНИКА

Где-то на рубеже 60-70-х годов советские геологи натолкнулись на еще одно неожиданное свойство змеевиков-серпентинитов. Было замечено, что при бурении скважин в каких-то местах буры на удивление долго сохраняют свои рабочие свойства, тогда как в других местах изнашиваются гораздо быстрее. Стали разбираться, и выяcнилось, что эффект «долгожительства» буров напрямую связан с наличием в проходимых ими слоях пластов, содержащих эти самые серпентиниты. Впрочем, геология геологией, а около 10 лет назад в одну из светлых исследовательских голов пришла мысль опробовать необычные свойства серпентинитов в парах трения различных механизмов. Долог и тернист был путь, действовали методом проб и ошибок, шишек немало набили - достаточно вспомнить, сколько копий было сломано вокруг технологии безразборного восстановления двигателя посредством введения в масло некоего таинственного порошка лет пять назад. Но время показывает, что скептики были не совсем правы, и дело это получило развитие. Более того, уже есть вполне конкретные результаты.
Одна из московских фирм предлагает разработанную ею методику безразборного восстановления изношенных узлов трения, которая называется ГТМ-технология. Расшифровывается эта аббревиатура как геокомпаунд мелкодисперсный механохимический. Модификатор поверхностей в местах трения на основе мелкодисперсного порошка из смеси минералов того самого семейства серпентинитов. Размер частиц составляет 5-10 мкм. ГТМ - состав, который вводится в носитель - например, в масло, но не новое, а отработавшее и, соответственно, содержащее какое-то количество продуктов трения. Этот минеральный состав является катализатором процессов науглероживания и наращивания поверхностей трения. В результате применения ГТМ-состава происходит увеличение износоустойчивости поверхностей трения в 1,5-3 раза по сравнению с обычными закаленными поверхностями, снижение коэффициента трения в парах трения, восстановление геометрических размеров деталей - оптимизация зазоров в сопряжениях.
Звучит, конечно, фантастично. Так что же происходит в парах трения после введения ГТМ-состава? Свою работу он начинает с того, что полностью очищает трущиеся поверхности от перегоревшего масла, нагара и окислов, используя высокую температуру - до 10000 по Цельсию, которая создается в локальных точках контакта. Благодаря этому на поверхности пар трения начинаются локальные микрометаллургические процессы с образованием алмазоподобной кристаллической решетки, микрорельеф поверхностного слоя меняется. В зонах контакта пар трения под действием высокого давления и температуры происходят процессы разрушения кристаллической структуры ГТМ-состава (с выделением кристаллической воды).
Образовавшиеся свободные связи замещаются атомами углерода из загрязнений и углеводородного носителя. Практически одновременно с этим происходит проникновение неактивированных частиц ГТМ-катализатора в углубления микрорельефа. Элементы ГТМ работают как катализаторы: при повышенной температуре (до 10000 С) создаются оптимальные условия для активного протекания реакций замещения. В результате происходит внедрение углерода в приповерхностный слой металла, за счет чего укрепляются поверхностный и приповерхностный слои.
Все вышеуказанные процессы протекают практически одновременно и имеют место до тех пор, пока в носителе не иссякнет добавленный ГТМ-катализатор или пока в системе не наступит равновесие, то есть все зазоры контакта будут выбраны до оптимальной величины. В конечном счете оптимизация зазоров в зонах контакта определяется конструктивными особенностями узла трения и всего агрегата в целом. Теперь в контакте вместо пары трения «металл-металл» будет «стеклоуглерод-стеклоуглерод», а эта пара имеет минимально возможный коэффициент трения и колоссальную износоустойчивость.
Модифицированный защитный слой образуется в процессе штатной эксплуатации везде, где есть трение металлических Fe-содержащих поверхностей. В результате происходит восстановление изношенных узлов, оптимизация зазоров в сопряжениях, значительное улучшение параметров трения.
Что касается улучшения параметров трения, то об этом вполне красноречиво говорят результаты специальных испытаний, проведенных в МГТУ им. Баумана на кафедре «Поршневые двигатели». Было сделано следующее заключение:
«По результатам испытаний на машине трения МИ-6 по методике снятия кривых Штрибека предварительная обработка препаратом ГТМ в среде моторного масла пары трения «стальной диск-чугунная колодка» улучшила антифрикционные свойства сопряжения, что проявилось в снижении на 17,4% среднего значения коэффициента трения по сравнению с работой на «чистом» моторном масле.
Полученные при испытаниях данные были сведены в таблицу «Трибологический паспорт смазочных материалов» (пара трения: стальной диск - чугунная колодка) (табл. 1)

КОМПЛЕКСНАЯ ГЕОЛОГИЯ

Ерунда, очередная «магическая присадка», скажете? Подобно тем, которые продаются в магазинах автозапчастей в виде всевозможных баночек-колбочек-микротюбиков?
Не совсем так. А скорее, совсем не так. ГТМ-технология не предполагает свободную продажу, поскольку не ограничивается неким составом, который можно вылить или высыпать в моторное масло, а потом тихо радоваться жизни в ожидании прекрасных перемен. Эта технология рассчитана на применение специально обученными мастерами. Она предполагает обязательную диагностику узла, например, двигателя с целью определения целесообразности применения ГТМ-состава. Чудес ведь не бывает - механические поломки поршневых колец, например, или прогоревшие клапана, или исковерканные седла, или текущие сальники этот состав вылечить не сможет. О чем честно предупреждают разработчики методики, ставя для изношенных механизмов очень важное условие: данный механизм не должен иметь механических поломок и износа свыше 50%.
Количество и способ введения ГТМ-состава в механизм зависит от системы смазки механизма. Для каждого типа механизмов определяется индивидуальный подход.
Иными словами, в данном случае речь идет о целом комплексе мероприятий, в который входит первичная диагностика, несколько этапов обработки с контролем результатов и конечная диагностика с вынесением итогового заключения. То есть проведение такого комплекса работ возможно и целесообразно только в условиях авторемонтного предприятия, на что он, собственно, и рассчитан.
Для большей наглядности пройдемся по всему процессу поэтапно.
Этап первый. Определение технического состояния цилиндропоршневой группы. Для этого используется прибор - Анализатор пневмоплотности цилиндров (АПЦ), а также компрессометр.
АПЦ является оригинальным продуктом компании VICCO, созданным для работы по уникальной методике вакуумной диагностики, разработанной кандидатом технических наук В.А. Чечетом. АПЦ позволяет измерить полный (-Р1) и остаточный (-Р2) вакуум в цилиндре. Величина (-Р1) свидетельствует о состоянии гильзы, клапанов, а (-Р2) - о состоянии поршневых колец. Замер компрессии производится в основном для клиентов, поскольку низкая информативность (20%) и высокая погрешность (30%) методики, реализованной в компрессометре, не позволяют достоверно определить состояние элементов ЦПГ. По итогам диагностики составляем таблицу (табл. 2), где в последующем будут отражены изменения, произошедшие с двигателем после обработки ГТМ-составом, которая выглядит так: Для полноты картины о состоянии двигателя специалист, проводящий диагностику, должен зафиксировать пробег автомобиля (в том числе и после капремонта ЦПГ), давление масла на холостых оборотах, паспортные характеристики двигателя (если возможно), когда последний раз меняли масло, а также замечания автовладельца о работе двигателя.
Этап второй. Подготовка состава и введение его в систему смазки. Количество ГТМ-состава рассчитывается при помощи инструкции по его применению и зависит от объема обрабатываемого двигателя. После этого специалист должен отмерить определенное количество ГТМ-состава и добавить его в систему смазки. Например, на двигатель объемом 1,5 литра необходимо 0,15 г состава.
Этап третий. Приработка ГТМ-состава. Для того чтобы состав равномерно распределился в системе смазки, необходимо дать двигателю поработать в течение 15-20 минут сразу после обработки. Поскольку ГТМ-состав имеет среди прочих достоинств и чистящие свойства, то после первых 5-10 минут при перегазовке идет интенсивное выделение гари и воды. Это значит, что состав попал на поверхности и работает. Приработка состава осуществляется в течение 350-450 км пробега (для автомобилей, в двигатель которых залита «синтетика», пробег составляет не менее 600 км).
Этап четвертый. Контроль действия ГТМ-состава. После пробега делается повторная диагностика для определения необходимости дополнительной обработки и контроля действия ГТМ-состава. На основании полученных результатов принимается решение о дальнейших действиях. Вторая (а иногда и третья) обработка проводится в случае, если после первой обработки паспортных параметров не достигнуто.
Практика показывает, что в большинстве случаев после пробега 750-1200 км параметры цилиндропоршневой группы достигают паспортных значений, что фиксируется показаниями прибора АПЦ и компрессометра.
В заключение еще раз подчеркнем, что применение ГТМ-технологии не исключает традиционный ремонт, а, дополняя его, позволяет получать доход от предложения более широкого спектра услуг. Сколько ведь случаев, когда тот или иной узел уже прилично износился, но вроде бы еще «протянет», и хозяин автомобиля отказывается от переборки. Вот тут-то самое время предложить ему ГТМ. Кроме того, диагностическое оборудование, применяемое в ней, может использоваться сервисом отдельно, для более точного определения состояния ЦПГ и выявления конкретных причин большинства неисправностей (информативность АПЦ составляет 85%).
От редакции: Эта технология в силу своей оригинальности и новизны, а также неполной исследованности феномена благотворного воздействия природного минерала на пары трения вызывает к себе, разумеется, неоднозначное отношение и много вопросов. Например, как воздействуют продукты процессов, катализатором которых является ГТМ, на само моторное масло? Каковы долгосрочные последствия обработки, то есть как долго будет «жить» двигатель после обработки? Каков характер воздействия продуктов первичной очистки ЦПГ на каталитический нейтрализатор, например? Это еще самые простые вопросы, на самом деле их гораздо больше. Поэтому мы приглашаем всех, кого данная тема заинтересовала, к дальнейшему ее обсуждению на наших страницах.

СПРАВКА ОТ РАЗРАБОТЧИКА:
ГТМ-состав, в отличие от присадок, добавляется в масло однократно и не требует добавления при последующей смене масла. В среднем одной обработки достаточно на 150-200 тысяч км пробега автомобиля.
Десятикратное увеличение концентрации ГТМ-состава (по сравнению с рекомендуемой) в системе смазки не влияет на износ и не сказывается на работоспособности механизма.
Необходимым условием для работы ГТМ-состава является наличие трения.
На 1 литр смазки необходимо небольшое количество ГТМ-состава - около 0,1 грамма.
Перед применением ГТМ-состава необходимо произвести диагностику цилиндропоршневой группы, поскольку не следует обрабатывать двигатели, имеющие сильный износ, поломки или, напротив, с показателями параметров полного и остаточного вакуума, близкими к номиналу.
ГТМ-технология ориентирована на применение специалистами, прошедшими обучение.

 
Rambler's Top100
Компьютерная помощь г Зеленоград здесь