• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Стекольщик по имени "Терозон""

"Стекольщик по имени "Терозон""
Раздел: Оборудование для правки кузова
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: июнь, 1999
Дата публикации: 01.06.1999

В редакцию приходят письма: «Расскажите о вклейке автомобильных стекол». Это естественно - машин с такими стеклами на наших дорогах становится все больше, а информации о ремонтных технологиях не хватает.

Чтобы как-то восполнить этот пробел, мы обратились в московское представительство международной промышленной группы Henkel. Напомним, что в ее состав входит немецкая фирма «Терозон» (Teroson). Лучшего консультанта по вклейке автомобильных стекол найти трудно, так как составы и технологии именно этой компании используются многими ведущими мировыми производителями автомобилей. Причем как при сборке машин, так и при ремонте на фирменных сервисах.
А для чего же нужно вклеивать стекла в автомобиле? Дело в том, что сегодня все автопроизводители стремятся снизить вес кузова. Это дает не только уменьшение металлоемкости, но и экономию горючего, экологичность - получается, что выигрывают все. Но, выигрывая в одном, мы проигрываем в другом: снижается жесткость кузова, а это для несущей конструкции недопустимо.
И тут стекла приходят на помощь. Оказывается, будучи вклеенными в рамки кузова, они значительно увеличивают его жесткость. При этом, естественно, и сам клеевой шов должен обладать определенной прочностью, жесткостью и долговечностью.
К сожалению, вклеенные стекла бьются ничуть не реже обычных. Для их замены выпускаются специальные ремонтные комплекты, в состав которых входят очистители-обезжириватели, праймеры для повышения адгезии, клеи-герметики и другие специализированные препараты.
На сегодняшний день фирма «Терозон» предлагает три вида таких комплектов: 8590, 8597 и 8599. Чем они отличаются друг от друга? Во-первых, прочностью клеевого шва, а во-вторых - временем готовности автомобиля к эксплуатации. Кстати, не нужно путать время готовности к эксплуатации и время полной полимеризации шва.

Различие в следующем: время готовности к эксплуатации - это время, за которое клей «набирает» прочностные характеристики, достаточные для обеспечения жесткости кузова. Если автомобиль оборудован подушками безопасности, то при их срабатывании (не дай Бог, конечно, но и такое бывает) клей должен удержать стекло в кузове. Поэтому, выполняя ремонтные работы по вклейке стекол, специалисты говорят о «готовности без айрбэга» и о «готовности с айрбэгом». Эти характеристики для препаратов «Терозон» указаны в таблице.
Клеи-герметики, входящие в ремкомплекты, - это однокомпонентные полиуретановые составы. Из всех современных конструкционных клеев полиуретаны обеспечивают наибольшую прочность на отрыв. Правда, для их правильной полимеризации нужны определенная температура и влажность воздуха. Специалисты считают оптимальными следующие условия: +20°С при 50% влажности. Соответственно, при уменьшении температуры время готовности машины увеличивается. Ну а при температуре ниже +10°С работать не рекомендуется.
Если же машина приезжает в холодное время года, то она должна постоять в помещении сервиса минимум два часа, чтобы прогреться. Иначе конденсат неизбежно вызовет отслоение наносимого клея.
А теперь перейдем к описанию ремонтных операций. Итак, на сервис прибыл автомобиль с поврежденным ветровым стеклом. Его, естественно, надо удалить. Для этого имеется специальный электро- и пневмоинструмент, но мы рассмотрим более дешевый и очень эффективный способ - вырезание стекла с помощью струны.
Такие струны бывают двух видов: сплошная четырехгранная и витая (плетеная). Режут ими не само стекло, а старый клеевой шов между рамкой и стеклом.
Как же все это происходит? Стекло удаляют вдвоем - один человек находится в кабине, а второй - снаружи. Старый клеевой шов прокалывается, в отверстие продевается струна, после чего на оба конца крепятся специальные рукоятки. Сплошной струной работают, как ножом по сыру, а витой совершают пилообразные движения. Четырехгранная струна служит дольше, с ней работать легче, но витая дает более аккуратный срез, позволяя в некоторых случаях сохранить старые уплотнители, декоративные накладки и крепежные элементы. Ни в коем случае нельзя удалять старый полиуретан полностью - лучшей подложки под новый слой клея не придумать (подробнее об этом сказано ниже).
Вырезанное стекло вынимают с помощью рукояток с присосками - кстати, они необходимы и для установки нового стекла. Предварительно советуем проверить, хорошо ли оно подходит к рамке. Нельзя допускать, чтобы стекло касалось рамки кузова. Зазоры по периметру должны быть равномерными, стекло не должно иметь сколов. Не секрет, что на нашем рынке встречаются некондиционные изделия, поэтому если перечисленные условия не выполняются, необходимо приобрести другое стекло.

Если же новое стекло ложится в рамку должным образом, его начинают готовить к установке. Сначала стекло обезжиривают по периметру. Для этой операции нельзя применять спиртосодержащие и ацетоновые препараты - они отрицательно влияют на процесс полимеризации полиуретана. Нужно пользоваться специальным очистителем из ремонтного комплекта.
Следующий шаг - нанесение на стекло праймера. Помимо повышения адгезии клея к стеклу, он защищает шов от ультрафиолетового излучения, предотвращая тем самым старение клея. Праймер нужно хорошенько взболтать (как и во многих препаратах, внутри флакона имеется шарик) и нанести его ровным слоем за один проход, без возвратных движений.
Прежде чем перейти к нанесению клея, напомним, что на некоторых моделях автомобилей, например, «Шкода-Октавия» (Skoda Oktavia), «Фольксваген» (Volksvagen), применяют стекла с окантовкой, так называемые капсулированные. Такие стекла праймером не обрабатывают - вместо него применяют специальный фирменный активатор. Кстати, в ремонтный комплект он не входит и приобретается отдельно.
Пока праймер или активатор сохнут в течение 15 минут, мастер производит подготовку поверхности на кузове автомобиля - очищает периметр рамки и подрезает остатки старого клея до высоты 1-2 мм. Свежий срез полиуретана активен и служит идеальной основой для нового слоя клея.
После нанесения праймера (или активатора) мастер вырезает особым образом носик картуша - емкости с клеем. Дело в том, что каждый автомобиль имеет свою высоту отбортовки рамки - а слой клея должен быть больше этой высоты на 2 мм. Поэтому на носике флакона предусмотрены специальные риски, по которым и производится срез для конкретной марки машины.
Клей наносится на стекло, после чего верхняя его часть прикладывается к рамке и равномерно опускается. Если возник небольшой перекос, не страшно - можно подправить, правда, сделать это надо достаточно быстро.

Теперь стекло надо на некоторое время зафиксировать. Это можно сделать с помощью специальных подкладок, тоже входящих в ремкомплект. А можно применить неэластичную клейкую ленту, закрепив ее одним концом на крыше, а другим - на верхней части стекла. Не рекомендуется фиксировать стекло резинками, цепляя их за дверные проемы. Такой способ создаст нежелательные напряжения в стекле, и оно может лопнуть при эксплуатации автомобиля.
Для каждого продукта (праймера, клея) имеется свое время нанесения - от 15 до 30 минут в зависимости от марки ремкомплекта. Заметим, что этого вполне достаточно для правильного выполнения всех операций. Есть у мастеров и неформальные приемы. Например, после фиксации можно внутри салона побрызгать на стекло водой - это повысит влажность и ускорит полимеризацию клея.
Можно ли самому вклеить стекло? В принципе, да - ремкомплекты продаются свободно. Но как быть со специальными приспособлениями, например, с рукоятками для установки, пара которых стоит около 120 долларов? Конечно, вольному воля, но лучше все-таки обратиться на фирменный сервис. Именно на фирменный, потому что самодеятельные мастера стекло, конечно, вклеят, но могут использовать вместо очистителя ацетон, вместо праймера - неизвестный состав, а вместо клея - какую-нибудь азиатскую подделку.
И в заключение сообщим, что московское представительство фирмы регулярно проводит обучение по правильному пользованию препаратами «Локтайт» и «Терозон».
(* Клей-герметик 8599, обладая самыми лучшими характеристиками, требует подогрева до 60°С в течение 15 минут в специальном приспособлении Kartuschen-Vorwarmbox фирмы «Терозон»)

 
Rambler's Top100