• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Ястреб прилетел"

"Ястреб прилетел"
Раздел: Оборудование для правки кузова
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: май, 2002
Дата публикации: 01.05.2002

Ссылки на оборудование, упоминаемое в данной статье:
Выпрямляющая установка (легкий стапель), DOZER
Напольная стапельная рама до 40т, Korek
Подъёмно-выправочный стапель, Multirack 2000
ПОДЪЁМНО-ВЫПРАВОЧНЫЙ СТАПЕЛЬ, EUROPOST II
Стапель для правки автомобилей с несущей рамой, HD Multirack
Механическая система измерения геометрии кузовов, P-188
Универсальная ультразвуковая измерительная система, SHARK
Векторный выпрямитель (силовое устройство), Power-Pro
Силовые башни для стапеля грузового Cab bench, Power Post

Ссылки на бренды и производителей, упоминаемых в данной статье:
BlackHawk

Сегодня российский рынок гаражного и автосервисного оборудования пестрит от изобилия громких имен и ярких логотипов самых разных производителей этого оборудования. Мы решили помочь вам разобраться в том, кто есть кто и что производит. Для этого начинаем цикл публикаций о фирмах-производителях оборудования для кузовного ремонта и их продукции.
Компанию Blackhawk («Черный Ястреб») основали в США выходцы из Германии в середине 20-х годов. Как и многие крупные компании наших дней, начинала она с малого. Сначала Blackhawk выпускала только насосы охлаждения для двигателей легковых автомобилей. К концу 20-х годов она изменила свою специализацию, занявшись изготовлением гидравлических устройств. За истекшие с тех пор почти 80 лет Blackhawk превратилась в крупную транснациональную компанию и сейчас занимает прочные позиции на американском рынке стапелей для правки кузовов, измерительных систем, аксессуаров для вытягивания и фиксации и вспомогательного оборудования для кузовного ремонта.
За это время Blackhawk удалось захватить изрядную долю рынка и в Европе: от 25% до 70% автосервисов в разных странах Старого Света оснащены оборудованием от «Чёрного Ястреба». Марка омологирована практически всеми ведущими автопроизводителями.
В Россию Blackhawk пришла еще в начале 70-х гг. В эти годы несколько крупных государственных автотранспортных предприятий были оснащены этой маркой. Этим, правда, в то время дело и ограничилось, хотя в гаражах Управления делами Президента РФ и Федеральной Службы Безопасности до сих пор работают стапели Blackhawk.

ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ЯСТРЕБОВА
Для быстрого ремонта фронтальных и боковых повреждений автомобилей предназначена компактная установка Dozer. Она мобильна, не требует фиксации автомобиля на полу и позволяет вытягивать лонжероны, дверные стойки, пороги и другие части кузова. Dozer работает без измерительной системы, которую в данном случае заменяет глазомер кузовщика и простейшие линейки-рулетки в его руках. Dozer можно назвать «стапелем для начинающих». В смысле для начинающих свое кузовное дело, равно как и для тех, у кого заказы на кузовной ремонт появляются эпизодически. Разумеется, его возможности ограничены, но в руках грамотного жестянщика он позволит ремонтировать большую часть повреждений легкой и средней степени, не требуя при этом специально оборудованных помещений.
На следующей ступеньке иерархической лестницы стапелей Blackhawk стоит модель Х-188. Компактный, экономичный и мобильный стапель для выпрямления лёгких и средних ударов цельнокузовных автомобилей при помощи выпрямителя векторного типа Power Pro. Он легко монтируется и также легко демонтируется, если возникает необходимость перевезти его в другое место. Такая конструкция удобна для автосервисов, арендующих помещения. Х-188 можно назвать первым полноценным стапелем для сервиса, вставшего на тернистый путь кузовного ремонта и уже имеющего относительно постоянный объем работ. Он пригоден для правки малогабаритных и средних автомобилей с несущим кузовом, на нем можно также править и несложные нарушения геометрии кузова. Вполне приемлемый аппарат за разумную цену - чуть больше $9 тыс.
Своеобразным бестселлером Blackhawk стала модель Korek. Она представляет собой стапельную раму, стационарно вмуровываемую в пол помещения. Решение, кстати, довольно распространенное среди американских производителей аналогичного оборудования. На Korek можно «приводить в чувство» как автомобили с несущим кузовом, так и рамные легковые машины и внедорожники, устраняя повреждения практически любой величины и сложности. Ремонт осуществляется выпрямителями векторного типа, конструкция которых такова, что позволяет прикладывать к автомобилю как тянущие, так и толкающие усилия, величина которых может достигать 10 тонн. В минимальный комплект Korek входит рама, стойки для фиксации автомобиля и один силовой вектор. Эта модель вполне может считаться наиболее универсальной из всей производственной гаммы компании. Заглубленная в пол рама, практически неограниченная жесткость конструкции и возможность прикладывать к автомобилю одновременно несколько разнонаправленных усилий, а также возможность использовать при необходимости его площадь для любых других работ - все это, несомненно, относится к преимуществам. К недостаткам - проблематичность использования в арендуемых помещениях, а также в тех, которые располагаются выше первого этажа или под которыми имеются какие-либо перекрытия. В какой-то степени эти недостатки компенсируются соотношением возможностей и цены, которая в минимальной комплектации составляет чуть меньше $10 тыс.
Другой универсальный многофункциональный стапель Multirack 2000 является своего рода компромиссом между «легким» X-188 и стационарным Korek. Позволяя производить работы высокой степени сложности, в том числе и правку силовых элементов кузова, он не нуждается во вмуровывании в пол. Кроме того, этот стапель обеспечивает подъем автомобиля на высоту до 800 мм. Он комплектуется выпрямителем типа Dozer и/или выпрямителем векторного типа. Мобилен, подходит для сервисов, арендующих помещения, а также там, где Korek непригоден по вышеупомянутой причине. Неплох также в роли второго стапеля, как дополнение к более мощным и дорогим системам. Слабое место - высокая цена. В России стоимость этого комплекта зашкаливает за $20 тысяч, тогда как Korek в минимальной комплектации и без измерительной системы обойдется примерно в два раза дешевле.
Наиболее мощной во всей гамме стапелей является модель Heavy Duty Multirack. Предназначена для ремонта как легковых автомобилей любого класса с несущим кузовом, так и рамных внедорожников, а также пассажирских и грузовых микроавтобусов. Его грузоподъемность - 3,5 тонны.
Таким изделием целесообразно оснащать специализированные центры кузовного ремонта с постоянным и плотным потоком клиентов. Особенно те из них, где уже есть один стапель попроще, а спрос на услуги по ремонту рамных автомобилей достаточно велик. Потому что оборудование ценой $43 тыс. простаивать не должно.
В гамме стапелей Blackhawk есть еще один, весьма специфический продукт - cтапель для правки рам грузовиков и прицепов Power Cage. Возможно, это самый мощный стапель в своем роде, так как способен единовременно развивать усилие до 500 тонн, но его использование целесообразно только в тех специализированных и достаточно крупных хозяйствах, где занимаются ремонтом соответствующего автотранспорта.
В заключение рассказа о модельной гамме стапелей упомянем ещё двух «птенцов» семейства Blackhawk. Это Europost и Korek 4000. В качестве силового элемента у первого используется рычаг типа Dozer с цилиндром, развивающим усилие в 4 тонны. При относительно высокой стоимости и низкой производительности он вряд ли заслуживает внимания российского потребителя. Korek 4000 - это типичный американский «робот»: мощный, высокопроизводительный, но, увы, слишком дорогой для своего класса.
ГЛАЗА, КЛЮВ И КОГТИ
Правка кузова немыслима без его измерений. Для этого в производственной гамме компании выпускается три типа измерительных систем, каждая из которых совмещается с любым из вышеупомянутых стапелей.
Самая простая и самая «древняя» система - это рама серии UMD для комплекса шаблонов. Она является одновременно измерительным и правочным стапелем. Контрольные точки кузова автомобиля измеряются относительно шаблонов, установленных на раме. Они же служат для фиксации выправленной точки. Система, несомненно, устаревшая, но вот ведь что интересно - некоторые именитые германские производители до сих пор обязывают свои официальные дилерские техцентры работать с шаблонной системой. Конечно, когда речь идет об ограниченном числе моделей одной марки, это еще может быть в какой-то мере оправдано, во всех других случаях эта система представляется нецелесообразной.
На сегодняшний день гораздо более актуальна универсальная механическая измерительная система Р-188. Она пригодна как для диагностики кузова автомобиля просто на подъёмнике, так и для измерения геометрии кузова при вытягивании на стапеле. С помощью этой системы координаты контрольных точек кузова определяются в трех плоскостях. Так называемая «нулевая плоскость» образовывается на самом кузове, то есть измерительная система не привязана ни к чему, кроме собственно кузова автомобиля. Система, конечно, не самая «продвинутая», но и цена у нее щадящая - немногим более $8 тыс.
Гораздо более современна SHARK - универсальная ультразвуковая измерительная система. Но она и существенно дороже - комплект обойдется в кругленькую сумму порядка $24 тыс. Система построена на базе IBM-совместимого компьютера и включает в себя балку с ультразвуковыми микрофонами. Излучатели крепятся на контрольных точках кузова. Для того чтобы приемник «знал», от какого передатчика ему следует принимать сигнал, они коммутируются специальными проводами. Полученные данные обрабатываются компьютером с богатой базой данных по различным маркам и моделям автомобилей. Система привязана только к кузову машины, благодаря чему может использоваться для диагностики состояния кузова на простом двухстоечном подъемнике. Она позволяет также контролировать процесс правки автомобиля на стапеле в реальном времени.
По словам представителей компании Blackhawk, ее политика заключается в том, чтобы оснащать участки кузовного ремонта целиком, «под ключ». Подтверждением этих слов вполне можно считать наличие в производственной гамме широкого ассортимента вспомогательного оборудования.
В него входят гидравлические растяжные комплекты мощностью от 4 до 20 тонн, в том числе и обратного действия, подъемные устройства - от 1,3-тонного домкрата до 3,5-тонного подъемника. К стапелям компания предлагает около 20 моделей аксессуаров для фиксации автомобилей и около 40 моделей аксессуаров для работ непосредственно по ремонту кузова.
Системы местного пылеудаления, сварочные аппараты различных типов, в том числе для работы со скрытыми полостями и для точечной сварки высокоуглеродистой стали - все это присутствует в производственном ряду Blackhawk.

КАК ЛЕТАЕТ ЯСТРЕБ
По соотношению цены, качества и возможностей для большинства нынешних российских потребителей из всего модельного ряда Blackhawk наиболее интересным представляется стапельный комплекс Korek. Для многих из нас определяющим фактором является цена, а по данному параметру Korek имеет неплохие показатели - рама, укомплектованная необходимым минимумом и с двумя «векторами», обойдется примерно в $13 тысяч.
Второй вопрос - какую измерительную систему предпочесть? Учитывая троекратную разницу между ценой P-188 и Shark, ответ на него зависит прежде всего от объемов предполагаемых работ и, разумеется, емкости кошелька потенциального потребителя.
Однако приступим к практическим занятиям. Первый этап работы - диагностика состояния жертвы автокатастрофы.
Р-188 состоит из центральной балки, на которой расположены телескопические каретки, комплекта аксессуаров и технических карт почти на все современные автомобили в собранном и разобранном виде. Две пары кареток служат для определения нулевых, неповреждённых точек. Остальные (одна или две пары) - для промера «битого» участка. Одна каретка измеряет одну точку. Под балкой имеются пневмоподушки, жёстко прижимающие линейку к днищу и образующие нулевые линии. Этим обеспечивается «независимость» линейки от стапеля при измерении. Каждая точка измеряется одновременно в трёх плоскостях.
В случае с Shark постановка машины на стапель для диагностики также не обязательна. Автомобиль поднимается на двухстоечном подъёмнике, под него закатывается балка, и фактические координаты контрольных точек сравниваются с параметрами завода-изготовителя, содержащимися в базе данных компьютера.
Процесс измерений выглядит следующим образом:
- в базе данных находим нужный автомобиль;
- размещаем под ним измерительную балку;
- по умолчанию система сама предлагает принять за нулевые две пары определённых точек. Находим их на днище;
- закрепляем на каждую излучатель ультразвука и эти точки задаём компьютеру как нулевые.
Так определяются вертикальная и горизонтальная нулевые линии. Они образуют нулевую плоскость.
Затем координаты остальных контрольных точек измеряются по ширине и длине относительно нулевых линий. А образованная плоскость позволит узнать расположение этих точек по высоте.
Принцип измерения: излучатель, установленный на контрольную точку, посылает ультразвуковой сигнал на балку. Время прохождения звука от излучателя к балке позволяет определить координаты точки в трёх плоскостях. Затем эти данные сверяются компьютером с базой по этому автомобилю. Время «опроса» всех точек составляет примерно 3 секунды.
При этом излучатель не обязательно располагается строго вертикально - измеряется само место крепления излучателя к кузову. Система также не требует строго определённого положения балки и автомобиля при измерении.
При необходимости для представителя страховой компании или владельца делается распечатка с данными об автомобиле, мастерской и с величиной отклонения каждой точки от номинальных размеров в миллиметрах, то есть как бы фотография автомобиля. На это обычно тратится 30 - 40 минут. На основании данной бумаги (в том числе) оценивается величина ущерба.
Теперь подготовим автомобиль к работе. Жертва аварии может находиться прямо на площадке, куда вмурована рама Korek, не занимая места в цеху. Там же с него можно снять двигатель, двери и прочее, что потребуется для данного конкретного ремонта.
Фиксация автомобиля на раме происходит следующим образом. Стойки модели AFM813N ставятся рядом с автомобилем на пол. Машина поднимается либо подъёмником за пороги или домкратные проушины (чтобы не мешать последующей фиксации, лапы подъёмника помещаются как можно ближе к колёсам), либо в три этапа подкатным домкратом. Под пороги автомобиля, вывешенного подъёмником на высоте около 900 мм, подкатываются стойки с заранее установленными на них универсальными или специальными зажимами. Пороги очищаются от грязи и зажимаются. После этого каждая красная опора намертво фиксируется к раме в полу двумя клиньями. Теперь автомобиль зафиксирован в четырёх точках на высоте примерно 800 мм, и к его днищу имеется свободный доступ. На это обычно тратится минут 15-20.
Для осуществления правки к повреждённому участку крепятся комплекты выпрямителей. Каждый из них состоит из гидроцилиндра, удлинителей к нему, ножной помпы, цепей и захватов. Они обеспечивают тянущее и/или давящее усилие.
Тянущее усилие обеспечивается следующим образом. За счёт чёрного подпятника цилиндры опираются на вмонтированную в пол раму. Рабочая цепь, которая перекидывается через оголовник, одним концом - также за подпятник - фиксируется к раме, другим - к захвату, зацепленному за повреждённый участок. 10-тонное усилие цилиндра на цепь практически без потерь передаётся на выпрямляемый участок кузова. Такую конструкцию принято называть «вектором». Её довольно несложно настроить на нужный угол и нужную высоту, вытягивая, например, пол машины строго вниз через шкив, крышу - наверх, лонжерон - по горизонтали и так далее. Как строится давящее усилие, читатель легко может понять, посмотрев на фото. К автомобилю можно одновременно подсоединить несколько таких векторов: один, два, четыре и более - прочность забетонированной рамы это позволяет. Другое дело, позволит ли это сделать количественный состав бригады кузовщиков, ведь процесс становится сложнее контролировать.
Измерение и процесс правки можно проконтролировать в реальном времени при помощи системы Shark. Усилие, приложенное к повреждённому участку, изображается на экране монитора в цифрах или в виде векторов, по которым можно судить, принимает ли данный участок своё первоначальное положение или нет. Такую картину можно наблюдать в отношении 8 точек одновременно, не переставляя каждый раз излучатели. При этом взаимное расположение автомобиля и балки не имеет значения. По завершении работ по правке на том же месте, то есть прямо на Korek, можно произвести подготовку кузова к покраске.

А ЧТО СКАЖЕТ НАРОД?
Валерий, мастер кузовного цеха, Днепропетровск:
- Наш техцентр специализируется на кузовном ремонте. К нам часто приезжают со сложными случаями, и быстро восстановить кузов - для нас дело чести. Korek работает у нас на всю катушку. Рядом рамный «робот» есть, так он зачастую простаивает - слишком долго автомобиль устанавливается. Да и боковые удары несподручно править, ведь на нём давить нельзя.

Виктор, начальник малярно-кузовного цеха, Санкт-Петербург:
- Меня устраивает в Korek то, что место и направление тянущего/давящего усилия можно изменить и точно, и очень быстро. И, конечно же, цена. Правда, были трудности в согласовании с владельцем помещения, не хотел он сначала, чтобы пол в цеху курочили под эту раму. Удалось договориться.

Сергей, начальник малярно-кузовного участка техцентра, занимающегося ремонтом иномарок, Москва:
- На Korek наши ребята тянут любые кузова и даже рамы джипов. Недавно раму Pajero тянули... Мало кто берётся. Korek у нас работает и просто как площадка для подготовки к покраске, разборке, замене агрегатов, для лёгкой рихтовки, не требующей установки на стапель. А Shark у нас часто в работе просто как диагностический инструмент - выдаём продавцам за умеренную плату заключения о состоянии кузова.

Директор сервиса в Казани, пожелавший остаться неназванным:
- Пару лет назад мы поняли, что без «робота» не обойтись. Мы отправили своего жестянщика по знакомым, чтобы он под себя инструмент выбрал. Бюджет, правда, он очень скромный получил. Через три недели приезжаю из отпуска и вижу в цеху вместо стапеля эту самую забетонированную раму с какими-то стойками, цилиндрами на полу... Поначалу не понял. Не верилось, что это реально может решить нашу проблему. Потратили мы на него меньше, чем на любой другой импортный стапель, а получили, в сущности, основу, расширяемую базу для современного кузовного участка.

Владимир Ш., начальник цеха кузовного ремонта, Москва:
- Почти за 30 лет работы в “жестянке” мне довелось “протестировать” самые разные “роботы”. В принципе, напольная система типа Korek, наверне, самая простая, надежная и универсальная в смысле типов автомобилей, которые можно ремонтировать. И работать на ней, если привыкнуть, очень удобно. Хотя, с другой стороны, такой стапель весьма трудоемок в смысле подготовки машины к работе. Ну, тут уж, наверное, так получается: трудно в “учении” - легко в бою. Да, Korek относительно недорог, но не забудьте, что к его цене следует прибавить еще стоимость работ по подготовке площадки под раму, установку ее, бетонирование и т.д. Впрочем, это все окупается, когда начинается постоянная работа. Есть у нее, правда, один смешной недостаток – вся грязь, которая сыплется с автомобиля, падает прямо в раму. Жестянщики ругаются, выковыривать трудно… У нас в техцентре работает стапель похожей конструкции, и когда встанет вопрос о приобретении нового, я, несомненно, обращу внимание на Korek.

Краткая хронология
* 1929 г. — Выпуск первого гидравлического цилиндра PORTO POWER.
* 1949 г. — Создание первого выпрямителя рычажного типа DOZER. Простой, дешевый и доступный, он буквально произвёл революцию в технике стапельного ремонта. За последующие 30 лет в Европе было продано около 100 000 Dozer.
* 1968 г. — Выпущена первая патентованная напольная система выпрямления кузовов KOREK с выправляющими устройствами типа «вектор».
* 1974 г. — Разработана и выпущена на рынок система MITEK, где также используется принцип вектора.
* 1978 г. — Создана универсальная механическая измерительная система Р-188, основанная на новом принципе измерения геометрии кузова автомобиля. Ее внедрение существенно сократило время измерения кузова автомобиля по сравнению с кондукторной (шаблонной) системой.
* 1986 г. — Компания Blackhawk входит в группу Hein-Werner, являющуюся лидером по производству систем подъёма и ремонта легковых и грузовых машин на американском рынке.
* 1989 г. — На рынок выпущен стапельный центр KOREK 4000.
* 1992 г. — Разработка и внедрение BLACKOSPACE - новой эргономичной системы организации рабочих мест и всего цеха. Эффективность, чистота, эстетика условий труда отражаются на результатах работы.
* 1993 г. — Создана универсальная электронная измерительная система SHARK.
* 1995 г. — В производственной гамме появился Multirack - стапель с подъёмником, двойной рамой и двойной системой вытягивания и/или вдавливания.
* 1998 г. — Группа Hein-Werner, которой принадлежит BLACKHAWK, входит в состав корпорации Snap-on, одного из ведущих мировых производителей ручного инструмента.
* 1999 г. — Модельная линейка компании пополняется стапелем EUROPOST и другим оборудованием для быстрого ремонта автомобилей.
* 2000 г. — Разработан новый фирменный стиль марки BLACKHAWK, проведена рационализация гаммы продукции. Фирма возвращается на российский рынок. Издан русскоязычный каталог.
* 2002 г. — Птенцы «Черного Ястреба» прилетают в Россию. Открывается учебный центр Blackhawk.

 
Rambler's Top100