• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Идем на поправку"

"Идем на поправку"
Раздел: Дископравные стенды
Журнал: "Новости Авторемонта" (www.remontauto.ru)
№ журнала: март, 2003
Дата публикации: 01.03.2003

Как расширить спектр услуг? Этот вопрос часто задают себе владельцы шиномонтажных мастерских. Многие останавливаются на том, что неплохо бы «присовокупить» к основному направлению еще и ремонт дисков. Работа вроде бы «не пыльная». Казалось бы, все, что нужно – это купить станок и включить в розетку. Но не все так просто.
Дорого и востребовано
Легкосплавные диски – это не только красота автомобиля. Это уменьшенная неподрессоренная масса и, как следствие, лучшая управляемость, меньший расход топлива, меньший износ элементов подвески и так далее. Но на российских «направлениях» они страдают весьма сильно. Средняя цена их ремонта по Москве достигает 600 - 1000 рублей. А вместе с покраской и сваркой может составить 2000 - 2500 рублей! Вполне естественно, что в такой ситуации у многих возникает желание заняться столь прибыльным делом. Тем более что поток клиентов обеспечен. Далеко не каждый автовладелец может себе позволить просто выбросить подпорченный диск. Во-первых, потому, что новый может быть очень дорог. Цена колеблется в пределах от 45 (за российские, например, производства ВСМПО) до 500 долларов и выше (за европейские - например, немецкие ARES производства AEZ). Во-вторых, для в России не всегда можно купить нужный диск. Нередко на российском рынке просто не найти точно таких же по дизайну дисков, что установлены на том или ином автомобиле. А менять весь комплект весьма накладно. Не ехать же в самом деле за нужным колесом в Германию (Японию, Бельгию…)! Остается - ремонт. Потому что проще и дешевле заплатить примерно 30% от стоимости нового диска за качественную реставрацию.
Партизанские методы
Итак, новая услуга должна обеспечить приток клиентов и неплохую прибыль. Так почему же до сих пор это направление остается уделом одиночек? Дело в том, что производители легкосплавных дисков не рекомендуют (а порой и прямо запрещают) их ремонтировать. Это связано с безопасностью. Отчасти поэтому все те, кто предлагает нынче данную услугу, являются своего рода подпольщиками или партизанами, как больше нравится. Эти полностью оправдывают, поскольку работают при полном отсутствии признанной производителями колес технологии. Как известно, шиномонтажные работы (куда входит и ремонт дисков), а также оборудование для этой деятельности – все должно быть сертифицировано Госстандартом РФ. Пока эта организация смотрит на самодеятельность ремонтников «сквозь пальцы», поскольку официальных ГОСТов и ТУ на ремонт легкосплавных дисков в России нет. Пока нет. Но в конце концов у Госстандарта дойдут руки и до этого сектора. Тогда либо все мастерские получат предписание прекратить свою деятельность, либо… Не будем гадать на кофейной гуще, пока еще громоздкая бюрократическая машина развернется. А на данный момент, по словам директора одной из московских фирм Валерия Козлова, даже наблюдается небольшой бум в сфере продажи оборудования по «вытяжке». Услуга востребована – значит, ее надо предлагать.
От прижимистых поляков…
«Вытягивать» и «править» диски впервые начали в Польше. Кто, скажите, заставит братьев-славян выбросить «хорошую вещь»! Затем опыт переняли российские авторемонтники. Первые мастерские открылись в Москве пять лет назад. Основатели старейшей, что находится в районе Петровско-Разумовской, специально посещали польских коллег, чтобы разузнать подробнее о технологии ремонта. Однако в итоге поняли, что все придется придумывать самим. Сегодня в этой мастерской стоит оборудование, полностью собранное их собственными руками. Его под «страхом смерти» не показывают никому, чтобы не увидели конкуренты.
Всего же в Москве около двух десятков мастерских. Большинство из них использует стандартное оборудование ливанского (Hatco) либо турецкого (без торговой марки) производства. Подобные станки работают «на вытяжку». Сначала диск жестко крепится на фланце станка, затем производится выправка деформаций с помощью гидропатрона. Еще три года назад цена этого оборудования доходила до 7,7 тыс. долл. Сегодня она опустилась до 4 - 5 тыс. долл. И все равно это очень дорого. Ведь приличный комплект техники для шиномонтажа обойдется в 3 тыс. долл. Выходит, что «побочный» бизнес обходится в полтора-два раза дороже основного. Вместе с тем окупается станок достаточно быстро - всего за 150 циклов. Более того, одной из российских фирм налажено собственное производство оборудования для реставрации колесных дисков, цена которого несколько ниже импортного.

Основные повреждения легкосплавных дисков
1. Вмятины.
2. Трещины.
3. Осевое смещение («восьмерка»).
При серьезных повреждениях ремонт диска может занять целый рабочий день! Отреставрированный диск, особенно в том случае, если применялись сварочные работы, рекомендуется ставить на заднюю ось. Колеса для современных моделей автомобилей производители стараются сделать как можно более легкими и, следовательно, уменьшают их толщину. Если при ремонте (вытяжке или прокатке) диск становится еще тоньше, то уменьшается и запас прочности, что в свою очередь сказывается на безопасности.

В чем секрет?
Проблема в том, что ни турецкие, ни ливанские станки не могут обеспечить полный цикл ремонта диска. Перед тем как диск «вытягивать», его нужно внимательно изучить, определить степень деформации и характер повреждений, проверить на балансировочном стенде на радиальное биение и восьмерение, после чего принять решение, подлежит ли этот диск ремонту или путь ему один – в пункт приема лома цветных металлов.
Если все же ремонт возможен, то диск надо разогреть, чтобы металл стал более пластичным и не лопнул при дальнейших операциях. Здесь возникает масса вопросов. Чем разогревать? До какой температуры? Греть весь диск или только локальный участок? Одинаковых мнений не существует. Мы пробовали разузнать секреты в различных мастерских, но оказалось, что ни один владелец шиномонтажа не желает ими делиться. В уже упоминавшейся фирме на Петровско-Разумовской рассекретили лишь тот факт, что они греют весь диск. В других местах, как удалось узнать, ограничиваются лишь локальным нагревом. А ведь это – очень важный момент. Мало того что технология производства легкосплавных дисков различна (кованые, литые и т.д.), у разных производителей различается и состав сплава, из которого эти диски сделаны. В каких-то больше алюминия, где-то магния и олова и т.д. Иногда состав сплава обозначен изготовителем на самом диске, а иногда - нет. А каждый сплав требует особых условий работы с ним. Вот здесь уже не обойтись без основ металловедения.
Клиент платит за все
Чем же грозит отсутствие необходимых знаний? Обычно в руках неумелого специалиста диск лопается - дает трещину. И здесь уже не обойтись без сварки. Поскольку специалистов «в природе» мало, то в большинстве московских мастерских сразу предупреждают клиентов, что, скорее всего, придется оплатить и сварку (цена услуги 50 - 150 руб. за сантиметр). И клиенты безропотно платят! Потому что услуга в дефиците, и конкуренции практически нет. Остается лишь добавить, что сварочные работы также требуют серьезной квалификации. И если, не дай Бог, впоследствии шов на отремонтированном диске разойдется на ходу, отвечать придется «по полной программе».
Подведем итоги? Плюсы открытия нового направления: высокая востребованность услуги на рынке, возможность устанавливать высокие цены, быстрая окупаемость оборудования. Минусы: запрет производителей дисков осуществлять ремонт, отсутствие «гостированной» технологии ремонта, высокая цена оборудования. Вот тут, правда, надо сделать оговорку: опыт, накопленный в данной области, позволил российскому производителю оборудования разработать собственную технологию ремонта. Хотя и он признает, что главное слово всегда остается за специалистом, работающим на стенде. Опыт работы приходит со временем, и в данном случае критерием истины является практика.
В заключение позволю себе пару слов об обычных, штампованных дисках. Прокатка стальных дисков – самая простая операция. Для нее действительно не требуется ни квалифицированного персонала, ни солидных инвестиций. Колесо ставится на специальный станок и прокатывается с помощью валиков. Отечественное оборудование стоит от 24 до 36 тысяч рублей. Однако и большой прибыли эта операция не приносит. Цена «прокатки» в столице доходит до 200 рублей. В этой ситуации многие задумываются: не проще ли купить новый диск за 400? Ведь за ремонт с сопутствующими шиномонтажными работами придется выложить почти аналогичную сумму. Впрочем, желающие наверняка найдутся, так что и это направление не стоит сразу сбрасывать со счетов.

 
Rambler's Top100