• На главную
  • В избранное
  • Карта сайта
  • Пишите нам
  • Ваш заказ
  • Скачать прайс

"Автодиагностика из Великого Новгорода"

"Автодиагностика из Великого Новгорода"
Раздел: Оборудование для диагностики и обслуживания инжекторных двигателей
Журнал: "Автомобиль и Сервис" (www.abs.msk.ru)
№ журнала: октябрь, 2002
Дата публикации: 01.10.2002

Сердце любой машины - двигатель. С этим, думаю, согласится любой, даже далекий от автомобилей, человек. Двигатель в порядке - машина легко «берет» с места, потребляет мало горючего, не загрязняет воздух наших и без того задыхающихся городов. Поэтому любая СТО, в конце концов, осознает необходимость заниматься моторной диагностикой. Каким же должен быть современный прибор на участке моторной диагностики?

В настоящее время все больше и больше машин, импортных и отечественных, оснащаются двигателями, работа которых контролируется электронными блоками управления (ЭБУ). Иногда такие моторы не совсем правильно называют инжекторными. С точки зрения диагностики, не так важны механизмы смесеобразования, как наличие именно ЭБУ, поскольку он, этот блок, собирает всю первичную информацию от датчиков и исполнительных механизмов двигателя. Он же осуществляет ее обработку, формирует управляющие сигналы, а при необходимости определяет: какой датчик или механизм неисправен.

О работе ЭБУ написано много, но, судя по поступающим вопросам, все равно недостаточно. Объем журнальной статьи не позволяет детально рассмотреть все аспекты этой проблемы, да и цель публикации иная. Главное в работе ЭБУ то, что этот блок предоставляет диагносту вторичную, так сказать «пережеванную» информацию, поэтому такую диагностику называют еще диагностикой второго уровня. Задача диагностического оборудования (его называют в этом случае сканером ЭБУ) сводится, по сути, к графической и цифровой интерпретации информации, имеющейся в блоке.
Традиционная моторная диагностика, или диагностика первого уровня, основана на анализе информации, поступающей непосредственно от датчиков и исполнительных органов двигателя, и в полном объеме применима к узлам и элементам двигателя, не связанным с ЭБУ. При этом диагносту предоставляются графики и цифровые значения токов и напряжений в электрических цепях элементов двигателя. Приборы для контроля таких параметров называются мотортестерами и являются, по своей сути, универсальными. Действительно, если для организации связи с ЭБУ необходимо иметь конкретную программу на данный блок управления (неважно в каком виде - на картридже или в виде файла ЭВМ), то в случае использования мотортестера для диагностики всех типов двигателей достаточно одного прибора, т.к. мы имеем дело с одними и теми же физическими параметрами.

И, наконец, возможен и получает все большее развитие третий, смешанный вид диагностики - «параллельная диагностика» (как назвал его один из регулярных посетителей наших выставок). Речь идет о сочетании анализа данных, полученных от сканера, с информацией, которую выдает мотортестер. Теоретически при диагностике можно вообще обойтись без сканера, что открывает большие возможности для работы с широким модельным рядом автомобилей.

Подобная диагностика требует от человека глубоких знаний как о физике процессов всех узлов и элементов двигателя, так и об алгоритме работы ЭБУ. Потребность в проведении таких работ сегодня уже очевидна, что говорит о заметно возросшем уровне знаний российского автомастера. Воистину, богата Кулибиными земля наша!
Из всего вышеизложенного и вытекают основные требования к диагностическому прибору. На наш взгляд, главное здесь то, что прибор должен быть универсальным, а его возможности максимально гибкими. Он должен также позволять наращивать свою структуру и возможности, в идеале - до бесконечности! Здесь без персонального компьютера как основы диагностического прибора (в этом случае мы имеем уже не один прибор, а программно-аппаратный комплекс) не обойтись. Безусловно, у такого варианта есть и свои минусы: он требует достаточно просторной, хорошо оборудованной чистой рабочей площадки и высокой квалификации диагноста. Кроме того, он сложен в обслуживании и, наконец, просто недешев. Для маленьких авторемонтных мастерских такой комплекс, видимо, невыгоден, а вот для средних СТО и автобаз он незаменим.

Новгородский завод ГАРО давно занимается разработкой и выпуском приборов моторной диагностики. Это и приборы предыдущего поколения К518, К297, и выпускающийся поныне МТ5, и, наконец, комплекс КАД 300 (поначалу еще без номера исполнения). Однако технический прогресс и все возрастающая конкуренция заставляли двигаться вперед. К сожалению, период создания КАД 300 совпал с известным «смутным» временем. Не все, конечно, шло гладко. Не хватало опыта и специальных знаний, не было вначале программиста, но идея создать достойный прибор, показать себя в реальном деле, поддерживала коллектив разработчиков в самые трудные моменты. Помогла и реальная помощь со стороны руководства: наши специалисты прошли обучение по программе диагностики, мы закупили необходимое оборудование и программы, привлекли к работе и взяли в штат настоящих специалистов.
Был проведен большой объем НИиОКР, проведена оценка соответствия комплекса современным требованиям, определены слабые узлы и разработан план модернизации. Этот план был представлен на ученом совете предприятия и ему дали «зеленый свет».
В скором времени у нас возник коллектив единомышленников, понимающих друг друга с полуслова, то содружество, которым можно искренне гордиться. Появился прибор КАД 300 в исполнении 3, не сильно отличавшийся от своего предшественника, но заметно превосходивший его по надежности.

А начиная с сентября текущего года, наш завод приступает к выпуску комплекса КАД 300 в исполнении 4, удовлетворяющего, на наш взгляд, большинству поставленных требований. Этот комплекс, сохраняя все положительные стороны своих предшественников, имеет важное преимущество - возможность модульного наращивания и модернизации. К базовому модулю, включающему мотортестер и осциллограф, можно подключать до пяти дополнительных блоков. Это - сканеры отечественных и импортных автомобилей, четырех- или двухкомпонентный газоанализатор и прочие устройства, имеющие возможность связи с компьютером.
В комплект базового модуля входит персональный компьютер с CD-накопителем, клавиатурой, дисплеем и принтером. Рассмотрим подробнее возможности базового модуля.

В режиме «Мотортестер» возможен вывод на экран в цифровом и аналоговом виде осциллограмм первичной и вторичной цепей зажигания. Можно также просмотреть напряжение и ток аккумуляторной батареи, параметры распределителя-коммутатора.

Все измерения производятся без переключения накладных датчиков тока и напряжения. Удобное большое экранное окно и пульт дистанционного управления позволяют работать на удалении от клавиатуры, например, из кабины автомобиля.
Кроме того, можно измерять такие важные параметры, как относительная компрессия и баланс мощности по цилиндрам. Все измеренные параметры запоминаются и хранятся в базе данных, их можно также распечатать в итоговой сводке.

Универсальный двухканальный осциллограф задуман в основном для просмотра сигналов от датчиков двигателей с ЭБУ, но может использоваться, разумеется, и для других целей. Для удобства подключения к датчикам, по отдельному заказу предусмотрена поставка разветвителя сигналов 55-контактного («ВАЗовского») разъема РС-2. Вообще же, в новом комплексе предусмотрен большой и постоянно расширяющийся набор опций.
Много проблем доставлял ранее применявшийся накладной дизельный датчик. Мы нашли и включили в отдельную опцию датчик производства фирмы «AVL» (Австрия), обладающий большей чувствительностью и высокой надежностью.

Если вы приобретете и установите «сканер отечественных автомобилей», то сможете считать коды неисправностей ЭБУ, просмотреть текущие значения параметров двигателя, провести тесты исполнительных механизмов. Все результаты можно распечатать и сохранить в базе данных.
Особый интерес у наших потенциальных покупателей вызывает «сканер иномарок». Вопрос диагностики иностранных автомобилей стоит достаточно остро, и не только потому, что их парк постоянно растет, но и из-за нехватки доступных программ для связи с разнообразными ЭБУ. Здесь надо пояснить, что согласно классификации информационных источников, приведенной в статье С. Самохина и С. Газетина (см. «АБС-авто», № 9/2002), диагностические сканеры можно также разбить на первичные («дилерские») и вторичные. Первые гораздо полнее по функциям и возможностям, что естественно: кто владеет полной информацией, тот выпускает и самые качественные приборы для ее проверки и считывания. Но эти приборы, к сожалению, чрезвычайно дороги. Мы же стараемся ориентироваться на реальные возможности российского покупателя и предлагаем разумный компромисс - это сканер «EUROPE 4041», известный некоторым потребителям под старым названием «VISA».

Этот сканер (в комплект входят адаптер, программа и жгуты) не лишен недостатков, но его основное преимущество заключается в постоянном и бесплатном обновлении данных при относительно невысокой цене. Уже сейчас он может просканировать более 3600 моделей автомобилей, включая ряд азиатских марок.
Большую помощь опытному диагносту может оказать четырехкомпонентный газоанализатор, подключаемый к стандартному порту компьютера. Показания газоанализатора отображаются на экране дисплея и фиксируются в напечатанной сводке.

В тех случаях, когда владелец захочет расширить аппаратные возможности комплекса (а в наших планах предусмотрено много дополнительных функций), это можно будет сделать простой заменой недорогой платы или блока. Планируемое расширение сети сервисно-гарантийного обслуживания также должно максимально облегчить задачу будущей модернизации.

Было бы несправедливо не сказать здесь о том вкладе, который вносили и вносят в наши разработки посетители выставок, энтузиасты моторной диагностики. Информацию, полученную от общения с такими людьми, трудно переоценить, она многое дает нам, позволяет выбрать правильный путь, а порой и наталкивает на неожиданные новые и смелые идеи. Позволю упомянуть Алаева П. А. из Рязани, который не только изготовил датчик, но еще и прислал нам свой образец! Пишите нам, делитесь своими идеями, замечаниями, предложениями, мы всегда примем их с благодарностью. Хочется верить, что совместными усилиями мы создадим приборы, с которыми будет не стыдно выйти на мировой рынок.

 
Rambler's Top100